- ИБН БАДЖА
- ИБН БАДЖА
-
Абу Бекр Мухаммед ибн Яхья ас-Саиг (латинизир. — Авемпас или Авенпаце (Avempace, Avenpace)) (ок. 1070—1139) — араб. врач, поэт, государственый деятель, пионер философии восточного перипатетизма в мусульманской Испании. Был долгие годы визирем альморавидских правителей. В 1118 переехал в Марокко, где незадолго до смерти был обвинен в вероотступничестве, заключен в тюрьму и отравлен.
Помимо комментариев к работам Аристотеля, трудов по логике, математике, медицине и музыке написал ряд оригинальных трудов по философии и проблемам гос-ва. К наиболее важным работам можно отнести «Прощальное послание», в котором рассматриваются вопросы о первом двигателе, о цели человека и его соединении с «деятельным разумом», и «Жизне-устроение уединенника». Название последней работы определяет филос. учение И.Б. — как философ или группа философов могут достичь счастья или обрести высшие интеллектуальные и нравственные добродетели в рамках общества, далекого от совершенства. Достижение единства человека с «деятельным разумом» рассматривается И.Б. как счастье. Речь идет о путях достижения счастья именно мудрецами-философами, а не суфиями, путь которых к блаженству лежит через аскезу и экстаз. Гос-во как политическое объединение, по И.Б., есть естественная по природе необходимость для достижения счастья, в нем жители в соответствии с их природными способностями делятся на управляющих и управляемых. Он исходил из взаимозависимости гос-ва и индивида и устанавливал связь между человеком, стремящимся к счастью, и условиями реализации этого стремления в гос-ве.
Основываясь на учениях Платона и аль-Фараби о совершенном и несовершенном типах гос-ва, И.Б. выделил две его альтернативные функции:
1) осуществление руководства гражданами совершенного гос-ва в деле достижения главной цели — счастья;
2) способствование достижению частных целей в качестве предварительного условия для достижения главной в несовершенном гос-ве.
Последнее он сравнил с наездником, приучающим лошадь к узде. Вместе с тем он считал, что истинное счастье достижимо только в уединении, добровольном отшельничестве, т.к. несовершенное гос-во этому препятствует, а совершенное — лишь создает благоприятные условия.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
- ИБН БАДЖА
-
Абу Бекр Мухаммед [латинизированное — Авемпас, Авенпаце (Avempace, Avenрасе) (кон. 11 в., Сарагоса, Испания,—1139, Фее, Марокко)], араб. философ, представитель аристотелизма, гос. деятель, поэт и музыкант. Жил в Сарагосе, Гренаде, городах Марокко. Был вазиром при альмохадских правителях. Неоднократно подвергался гонениям, обвинялся в ереси. Помимо метафизики, психологии, логики и этики занимался также астрономией, математикой, естествознанием. Писал на араб. яз., некоторые его произв. дошли до нас только в евр. переводах. Осн. соч.: «Образ жизни уединившегося», «Прощальное послание», «Послание о соединении разума с человеком», «Книга о душе». В первом произв. И. Б. рисует картину нравств. самосовершенствования человека. Вслед за Фараби он противопоставляет философов окружению «невежественных городов», призывая к созерцат. жизни. В то же время И. Б. считает, что человек и в несовершенном обществе может достичь счастья, слившись с универсальным активным умом. В др. произв. И. Б. писал о противоположном эманации восхождении человеч. души через иерархию «духовных образов» к активному уму. В духе аристотелизма утверждал извечность мира; воспринял также мн. идеи неоплатонизма. Оказал сильное влияние на Ибн Туфайля, а также на Ибн Рушда.в рус. пер.: Книга о душе, в сб.: Избр. произв. мыслителей стран Бл. и Ср. Востока 9—14 mi., M., 1961.Григорян С. ?., Ср.-век. философия народов Бл. и Ср. Востока, М., 1966; P a r r u k h O.A., Ihn Bajja (Avempacn) and the philosophy in the Moslem West, Beirut, 1945.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- ИБН БА́ДЖА
-
[наст. имя – Абу Бекр Мухаммед ибн Яхья; латинизированное – А в е м п а с, или А в е н п а ц е (Avempace, Avenpace)] (p. в конце 11 в. – ум. 1138) – араб. врач, поэт, математик и философ, положивший начало арабо-исп. рационализму. Род. в Сарагосе (Испания), жил в Севилье, затем занимал важные правительств, посты в Гранаде и Сарагосе. Переехал в берберийское гос-во Альморавидов (Марокко), где подвергался гонениям за свои филос. взгляды. И. Б. комментировал соч. Аристотеля по физике и метеорологии. Осн. филос. соч. И. В. – "Руководство одинокого" или "Образ жизни отшельника" ("Тадбир аль-мутаваххид"). В этом соч. И. Б. выступал против ρелиг.-мистич. философии Газали, в защиту науки и философии, утверждая, что высшее познание осуществляется разумом., И. Б. указывал, что совершенствование общества осуществляется через духовное самосовершенствование человека. В обществе, состоящем из совершенных людей, не будет ни раздоров, ни необходимости в правосудии, потому что его граждане будут мудрыми и будут руководствоваться разумной любовью друг к другу.И. Б. был обвинен мусульм. духовенством в ереси и отравлен, а его произведения сожжены. Сохранилось лишь неск. трактатов (в т.ч. опубл. А. Палациосом на араб. и исп. яз. в "Al-Andalus", 1942; "Книга о душе", опубл. М. С. X. аль-Масуми в Дамаске в 1960, частичный пер. к-рой на рус. яз. см. вкн.: Избр. произв. мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX–XIV вв., М., 1961) и небольшой отрывок из произведения "Руководство одинокого" в др.-евр. переводе. Его соч. оказали воздействие на арабо-исп. и евр. философов (Ибн Туфейля, Ибн Рошда, Моисея Нарбониского) и на зап.-европ. ср.-век. мыслителей (Альберта фон Больштедта, Фому Аквинского).Лит.: История философии, т. 1, [М.], 1940, с. 439, 445, 454; История философии, т. 1, M., "1957, с. 229–30; Τрахтенберг О. В., Очерки по истории западно-европейской средневековой философии, М., 1957, с. 56, 62, 63; Григорян С. Н., Великие мыслители Арабского Востока, М., 1960; Stöсkl Α., Geschichte der Philosophie des Mittelalters, Bd 2, Mainz, 1865; Asin Palacios Μ., Εl filósofо zaragozano Avempace, "Rev. de Aragon", 1900–1901, v. 1–2; Ueberweg F., Grundriss der Geschichte der Philosophie, [Bd] 2, 11 Aufl., В., 1928, S. 312, 722; Farrukh O.A., Ibn Bajja and the philosophy in the Moslem West, Beirut, 1945; Dunlop D. M., Ibn Bājjah's Tadbīru'l-Mutawahhid (Rule of the solitary), [ed. and transi.], "J. Roy. Asiatiċ Soc", 1945, pt 1-2; Munk S., Mélanges de philosophie juive et arabe, nouv. éd., P., 1955; Мирас-е-эслам (Наследие ислама), Тегеран, 1947.С. Григорян. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.