- ИБН ТУФЕЙЛЬ
- ИБН ТУФЕЙЛЬ
-
ИБН ТУФЕЙЛЬ, Абу Бекр Мухаммед ибн Абд-аль-Малик, лат. Абубацер (Abubacer) (род. в нач. 12 в. – ум. 1185) – араб, философ, ученый, государственный деятель; визирь и лейб-медик второго халифа из династии Альмохадов Абу Якуба Юсуфа (И63-1184). Вел переписку с Ибн Рушдом. Сохранилось лишь одно его соч. – философский роман «Хай Ибн Якзан» (рус. пер. 1920). Названия и имена героев романа заимствованы у Ибн Сины. В этом романе автор доказывает, что человек через наблюдение окружающей его природы и постепенное развитие своих способностей может прийти к открытию метафизических истин о мире, душе и божестве.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
- ИБН ТУФЕ́ЙЛЬ
-
Абу Бекр Мухаммед ибн Абд-аль-Малик [латинизированное – А б у б а ц е р (Abubacer)] (р. ок. 1110 – ум. 1185) – араб. философ, врач, политич. деятель. Род. в Вади-Аш (в Испании, близ Гранады); находился в дружеских отношениях с Ибн Рошдом. В своих трактатах И. Т. явился продолжателем рационалистич. линии арабо-исп. философии, у истоков к-рой стоял Ибн Баджа и к-рая представляла собой неоплатонич. обработку аристотелизма. И. Т. соединял аристотелевскую натурфилософию с неоплатонич. концепцией бога, придавая, однако, этому эклектич. учению мусульм. форму.Наибольший интерес представляют фил ос. идеи его соч. "Роман о Хайе, сыне Якзана" [рус. пер. 1920; роман был переведен на перс, евр., лат. с араб, текстом (1671), англ. (1686, 1929), голл. (1701), нем. (1726), исп. (1900, 1948), чеш. (1956) языки. Критич. араб. изд. с франц. текстом в пер. Л. Готье (1900 и 1936)], представляющий собой разработку темы "робинзонады" (встречающуюся уже у Ибн Сины). В романе показано, как живущий на необитаемом острове человек путем естеств. познания природы и самого себя приходит к тем же истинам, каким учит Коран. Отсюда следовал вывод о том, что к божеств. истине независимо друг от друга ведут и религия и философия (см. Двойственная истина). Впрочем, сам И. Т. утверждал, что путь разума доступен лишь избранным и что народ следует строго воспитывать в ортодоксальном религ. духе (в романе показано, что попытки Хайя обучить своей "естественной" религии жителей острова не увенчались успехом). Т. о., свободомыслие И. Т. имело аристократии, характер. Сов. историки философии отмечают материалистич. тенденцию в филос. идеях романа И. Т. (гипотеза о происхождении живого из неживого, вечность времени и пространства).Лит.: Петров Д. К., Одна из испано-арабских проблем, "Зап. Коллегии востоковедов при Азиатском музее АН СССР", 1926, т. 2, вып. 1; История философии, т. 1, [М.], 1940, с. 439, 445–46; История философии, т. 1, М., 1957, с. 230–31; Трахтенберг О. В., Очерки по истории зап.-европ. средневековой философии, М., 1957, с. 56, 63–64; Gauthier L., Ibn Thofaïl. Sa vie, ses oeuvres, P., 1909J García Gómez E., Un cuento árabe. Fuente común de Abentofail y de Gracián, Md, 1926; его же, Una qasida politica inédita de Ibn Tufayl, "Rev. Inst. Egipcio de estudios islámicos", 1953, v. 1; Мирас-е-эслам (Наследие ислама), Тегеран, 1947.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.