- ЦИГЛЕР
- ЦИГЛЕР
-
ЦИГЛЕР Леопольд (Ziegler) (род. 30 апр. 1881, Карлсруэ – ум. 25 нояб. 1958, там же) – нем. представитель философии религии и философии истории. Первоначально был сторонником Э. Гартмана, впоследствии пытался осуществить новый синтез, вытекающий из осознания необходимости и возможности объединения противоположностей во всех областях. В «Gestaltwandel der Gцtter» (1920) он излагает историю развития религиозного сознания в Европе, начиная с греч. мифов и кончая современным освобождением мира от Бога. Неизменным здесь, по Циглеру, остается лишь «тенденция к религии», т.е. «потребность и желание, целеустремленность, инстинкт, воля к созданию Бога». В своей книге «Der europдische Geist» (1929) он различает магическую, пневматическую, телеологическую, каузальную и функционально-математическую фазы европейского духа. Др. осн. произв.: «Das heilige Reich der Deutschen», 2 Bde., 1925; «Ьberlieferung», 1936; «Menschwerdung», 2 Bde., 1948-1949; «Die neue Wissenschaft», 1951; «Das Lehrgesprдch vom Allgemeinen Menschen», 1956.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
- ЦИГЛЕР
-
(Ziegler), Леопольд (30 апр. 1881 – 1958) – нем. философ, близкий, к т.н. философии жизни. Рано испытал влияние Древса и через него Э. Гартмана. Учился в Гейдельбергском ун-те; д-р философии (с 1905). Был близок к Зиммелю и к кружку Кейзерлинга (т.н. школа мудрости). С 1923 и до конца жизни вел уединенную жизнь свободного литератора. К 70-летию получил звание почетного проф. Фрейбургского и Марбургского ун-тов.Ц. сформировался как мыслитель в той характерной для начала века специфич. среде эзотерич. интеллигентских кружков, для к-рой Р. Вагнер и С. Георге создали идеал тайного художественно-духовного братства "рыцарей Грааля", Ницше – идею обновления культуры и жизни на основе нового мифа ("Mythos Atheos"), Э. Гартман – метафизику бессознательного, Древс – проекты модернизированной, "атеистической" религиозности. Как для Кейзерлинга, Клагеса и др. эпигонов романтизма, так и для Ц. целью творч. деятельности представляется преодоление непомерно разросшейся науч. рассудочности во имя целостно-интуитивного жизнеотношения. Такое отношение, по Ц., может быть только религиозным; однако пути назад к церковному христианству и вообще к теизму нет, да этот путь и не нужен, ибо "истинная", адекватная совр. уровню сознания религиозность должна быть "атеистической" (точнее, пантеистической). "Где бог есть это или то, где бог вообще есть еще нечто, он всегда имеет также внеположное себе и потому не есть еще бог" ("Gestaltwandel der Götter", Darmstadt, 1920, S. 48). Продолжая пантеистические и деперсонализирующие традиции нем. мистики и нем. романтики, а также идею Гегеля о самосознании бога в человеке, Ц. стремится построить всецело имманентное и неличное представление о боге, осуществляющемся в культурно-историч. творчестве человека; это представление о "безбожном боге" ("Theos-Atheos") интерпретируется как исконно германское, что окрашивает философию Ц. в тона национализма ("Das heilige Reich der Deutschen", Bd 1–2, Darmstadt, 1925). Начиная с 30-х гг. Ц. под влиянием мистич. археологии Бахофена, сравнит. религиеведения Фрейзера и "глубинной психологии" Юнга работает над материалом мифа и обряда, стремясь выделить из этого материала "вечное духовное наследие человечества". Более позитивным становится его отношение к христ. традиции ("Menschwerdung", Bd 1–2, Olten, 1948), хотя он стремится дополнить ее элементами греч. язычества и буддизма. В целом Ц. – характерный представитель позднеромантич. умонастроения, внутренне исчерпавшего себя в период между двумя войнами.Соч.: Zur Metaphysik des Tragischen, Lpz., 1902; Der abendländische Rationalismus und der Eros, Jena, 1905; Der deutsche Mensch, В., 1917; Zwischen Mensch und Wirtschaft, Darmstadt, 1927; Der europäische Geist, Darmstadt, 1929; Vom Tod, Lpz., 1937; Von Platons Staatheit zum christlichen Staat, Olten, 1948; Überlieferung, 2 Aufl., Münch., 1949; Die neue Wissenschaft. Universitas Aeterna, Münch., 1951; Aus dem Kreis geschnitten, Konstanz, 1956; Lehrgespräch vom allgemeinen Menschen in sieben Abenden, Hamb., 1956; Briefe 1901–1958, Münch., 1963.Лит.: Хюбшер Α., Мыслители нашего времени, пер. с нем., М., 1962, с. 90–93; Dienst an der Welt. Zur Einführung in die Philosophie L. Zieglers, Darmstadt, 1925.С. Аверинцев. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.