ФЕДР

ФЕДР
ФЕДР
«ФЕДР», или «О красоте» – название одного из соч. Платона об эросе и о риторике (дано по имени современника Платона).

Философский энциклопедический словарь. 2010.

ФЕДР
    ФЕДР (Φαιδρός) из Афин (ок 138—70 дон э)—главаэпикурейской школы в Афинах после Зенона Сидонского, его преемник — Патрон Сыграл важную роль в распространении эпикурейского учения среди римлян приблизительно с 90 преподавал философию в Риме, в 88 его слушал 16-летний Цицерон (Cic ad fam XIII l, 2), позднее Федр возвратился в Афины, где в 79/78 его лекции снова посетил Цицерон вместе со своим другом Аттиком (Cic Nat Deor 133,93, Fin 15, 16 V 1, 3) Сочинения Федра не сохранились, по названию известен трактат “О богах” (Cic ad Att XIII 39,2) — предположительно один из источников 1-й книги трактата Цицерона “О природе богов” Федр отказался от восходящего к Эпикуру правила “жить незаметно” и держаться подальше от политики (ср Cic ad Att XVI 7, 4), что было характерно для римских эпикурейцев (см Эпикуреизм)
    Лит.: Grundnss der Geschichte der Philosophie Die Philosophie der Antike, Bd 4 Basel, 1994, S 273, RaubitschekA E — “Hespena”, 1949, 16, p 96—103, Sbordone F Primi lineamenti di un ntratto di Fedro epicureo - “Parole e Idee”, 1968, 10, p 21-30
    M А Солопова
    “ ФЕДР” (Φαιδρός ή περί έρωτος, ηθικός, подзаголовок “О любви, этический”) — диалог Платона, первая редакция возникла, вероятно, в конце 380-х гг до н э , поздняя редакция может относиться к 350-м гг, следует предположить также редакцию составленную перед 2-й сицилийской поездкой ок 369—367 Время действия “Федра” — 418—416 Действующие лица Сократ и Федр — восторженный поклонник красноречия и философии (ср “Протагор”, “Пир”) Помимо вступления (227а—230е), где описано место действия — платан на берегу речки Илис в пригороде Афин, в диалоге 4 части 1) Федр зачитывает речь Лисил (230е—234с) о том, что невлюбленный поклонник предпочтительнее влюбленного, в которой пародирует некоторые положения Ашписфена из Афин, 2) Сократ в качестве дополнения к ней произносит свою 1-ю речь (в которой можно усмотреть некоторые намеки на Исократа) (237b—241d), 3) опасаясь нечестивой речью прогневить бога Эрота, Сократ произносит свою 2-ю речь (24Че—257Ь) которая преимущественно и подвергалась расширению и редактированию — в дошедшем до нас варианте Со1фаг, восхвалив “божественное безумие”, определяет душу как самодвижное и потому бессмертное начало уподобив разумное начало души (λογιστικον) возничему, управляющему крылатой парной упряжкой (аффектами), в которой один конь благороден (θυμοειδές), а другой — его противоположность (έπιθυμητικον), Сократ рассказывает о жизни богов, занебесной области — сфере истинного бытия и о человеческих душах, которые в меру подобия божеству достигают занебесной области или же “теряют крылья” и, отбывая наказание, падают на землю или даже попадают под землю, видевший истинную красоту узнает ее отблеск в человеческой красоте и тогда, испытывая состояние влюбленности, вспоминает зрелище неземной красоты, и его душа окрыляется, 4) сопоставление 2-й речи Сократа и речи Лисия подводит собеседников к проблеме риторики (257Ь—279с) для хорошей речи необходимо знание того, о чем идет речь, а также знание подобия и неподобия, рассуждению и мысли помогает возведение многого к единой идее и разделение всего на виды — диалектика, в отличие от существующей риторики истинная риторика должна покоиться на совершенном знании человеческой души, при этом совершенная речь в принципе не нуждается в записи, мудрый предпочтет сеять речи в душах людей, способных дать им истинное бессмертие Несмотря на многоплановость “Федра”, его отличает композиционное единство речь Лисия — пример речи, не основанной на знании, 1-я речь Сократа — пример речи, основанной на сознательном введении в заблуждение (на знании неподобия), 2-я речь Сократа основана на знании, в ней используется диалектический метод, рассуждение о риторике ставит общую проблему метода, позволяющего фиксировать и передавать истинное знание
    Уже античные толкователи по-разному определяли тему “Федра” любовь, риторика, душевное начало, душа, благо, первичная красота, разнообразие красоты (сводка этих мнений в комментарии неоплатоника Гермия, 5 в ) Общая проблема всех частей “Федра” — субъект истинного знания (душа), его объект (иерархия красоты, восходящая к истинному бытию) и средство их объединения (любовь)
    Рус пер.• И Сидоровского(1780),В Н Карпова (1863), Н Мурашова (1904), С А Жебелева (1922), А Н Егунова (1965)
    Изд.: Федр, пер А Н Егунова, вступ ст и комм Ю А Шичалина (греч и рус текст) M , 1989, Robin L Phèdre, introd , texte et trad fran P, 1933, Plato's Phaedrus, transi with introd and comm by R Hackforth Cambr, 1952, Phèdre, texte et trad par С Moreschmi et P Vicaire, pref De J Brunschwig, introd et notes par G Samama P, 1998 (Les Belles Lettres), Fedro, a cura di G Reale, testo cntico di John Burnet Milano, 1999 (библ )
    Лит : Hermiae Alexandrini in Platoms Phaedrum Scholia, ed P Couvreur P, 1901, De VnesG J A commentary on the Phaedrus of Plat Amst , 1969, Thompson W H The Phaedrus of Plato N Y, 1973, GnswoldC Self Knowledge in Plato's “Phaedrus” New Haven, 1985, Ferrari G R F Listening to the Cicadas A Study of Plato's “Phaedrus” Cambr, 1987, Understanding the “Phaedrus” Proceedings of the II Symposium Platonicum, ed by L Rossetti Sankt Augustin, 1992 (сборник из 41 статьи о “Федре”)
    Ю А Шичалин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ФЕДР" в других словарях:

  • ФЕДР —     «ФЕДР» (Φαιδρός rj rrepl έρωτος, подзаголовок: «О любви»), диалог Платона, первая редакция которого возникла, вероятно, в конце 380 х до н. э., поздняя редакция, вероятно, относится к 350 м, следует предположить также редакцию, составленную… …   Античная философия

  • Федр — а, муж. Стар. редк.Отч.: Федрович, Федровна.Происхождение: (Греч. личное имя Phaidros. От phaidros сияющий, лучезарный.)Именины: 12 дек. Словарь личных имён. Федр Вариант имени Феодор. 12 декабря (29 ноября) – мученик Федр. День Ангела. Справоч …   Словарь личных имен

  • Федр — (ок. 15 до н.э. 65 н.э.) баснописец, родом из Греции Со сменой правителя для бедняка не меняется ничего, кроме имени господина. Ум выше храбрости. Преуспеяние дурных соблазн для многих. Друзей немало; дружба только редкостна. Имя «друг» звучит… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • «ФЕДР» —         или «О красоте», диалог Платона, написанный перед 2 й Сицилийской поездкой, вероятно, ок. 369 367 до н. э. Время действия «Ф.» 418 416. Действующие лица Сократ и Федр, восторженный поклонник красноречия и философии (ср. «Протагор», «Пир») …   Философская энциклопедия

  • Федр — (Phaedrus) (около 15 до н. э. около 70 н. э.), римский поэт баснописец; писал на латинском языке Переложения традиционных эзоповских басен (см. Эзоп) с сильной моралистической окраской. * * * ФЕДР ФЕДР (Phaedrus) (ок. 15 до н. э. ок. 70 н. э.),… …   Энциклопедический словарь

  • ФЕДР — (Phaedrus) (ок. 15 до н. э. — ок. 70 н. э.), римский поэт баснописец. Вольноотпущенник. Автор 5 книг «Эзоповских басен» в ямбич. стихах (ок. 25—55, сохранились не полн., п. 1764).■ Федр. Бабрий. Басни, М., 1962.● Гаспаров М. Л., Антич.… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Федр — римский баснописец первой половины I в. н. э. Р. в Македонии. Бывший раб, потом отпущенный на волю («вольноотпущенник Августа»), Ф. в молодых годах прибыл в Рим; выучился латинскому языку и, желая излить свою ненависть к представителям… …   Литературная энциклопедия

  • Федр — Федр, Phaedrus, ок. 15 г. до н. э. ок. 50 г. н. э., римский баснописец. Родился в Македонии, прибыл в Рим пленником и был освобожден Августом. В царствование Тиберия впал в немилость у императора, но несмотря на это дожил до преклонного возраста …   Античные писатели

  • ФЕДР — (Phaedrus) (около 15 до нашей эры 70 нашей эры), римский поэт баснописец. Вольноотпущенник. Переложения традиционных эзоповских басен (смотри Эзоп) с сильной моралистической окраской …   Современная энциклопедия

  • Федр — (Phaedrus). Римский баснописец. Он был первоначально рабом в семье Августа; при Тиберии и Клавдии он писал свои басни, содержание которых большей частью заимствовано у Эзопа. Оригинальность басен Федра заключается в их форме и в нравоучениях.… …   Энциклопедия мифологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»