ТРОИЦА

ТРОИЦА
ТРОИЦА
триединство. Согласно христ. догме, Троица рассматривается как факт единства Бога в трех лицах: БогОтец, Бог-Сын, Бог – Дух Святой (см. Ипостась), причем такая троичность совершенно не вредит этому единству. Учение о Троице, которого нет в Библии, появилось не раньше нач. 5 в. Эта догма напоминает представления индусов о тримурти, а также учение неоплатоников о первоедином разуме и мировой душе.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

ТРОИЦА
    ТРОИЦА (греч. Τριάς, лат. Trinitas) — наименование Бога в христианстве, имеющее характер вероучительного утверждения. Представление о троичности Высшего бытия (Бога) существовало и в других религиях и философских концепциях, в частности в неоплатонизме, оказавшем значительное влияние на формирование христианского богословия. В христианстве учение о Боге-Троице имеет своей целью примирить библейское (иудейское) представление о Едином Боге с верой во Христа как Богочеловека, а поэтому оно генетически и логически связано с христологией. Будучи ядром христианского богословия, оно не имеет отдельной канонической формулировки, но недвусмысленно выражено в Никео-Константинополъском символе веры. Его разработка принадлежит богословам патриотической эпохи (4—8 вв.). Согласно учению о Троице, Единый Бог библейского Откровения троичен в Лицах: три Лица Троицы — Отец, Сын и Святой Дух. Отец есть начало, или источник. Божества: Он предвечно (т. е. до начала тварного времени, в вечности, “всегда”) рождает Своего Сына и изводит Своего Духа (буквально: Свое “дыхание”). Вместе с тем Сын рождаемый и Дух исходящий являются равночестными Отцу по божественному статусу. Это антропоморфное описание не указывает на некий теогонический процесс (который немыслим вне времени), но призвано обозначить внутреннюю “структуру” Божества, которое является не запредельным божественным одиночеством (в отличие от иудаизма и ислама), но “триединством”, т. е. сущностным единством Трех, пребывающих между собой в отношениях совершенного равенства, исключающего какую-либо субординацию. Применяемая к Богу парадоксальная формула “один равен трем” выражает различение в нем — точнее, в нетварном бытии Бога — сущности (или природы) и ипостасей (или лиц, личностей). Подобное различение переносится и на тварное бытие, т. е. на человеческий мир, сотворенный по образу божественного бытия, и поэтому, в свете представления о Боге-Троице, является универсальной онтологической моделью. Согласно этой модели, определение нетварного бытия Бога в терминах иной, по отношению к бытию человеческого мира, сущности (или природы) является слишком статичным и потому недостаточным для выражения динамики существования, открытого “бытию другого” (человеческие личности) и “другому бытию” (иному, сотворенному Богом). Бог, создавший иное бытие (см. Творение), который поэтому при всей своей сущностной самодостаточности способен на участие и любовь, не может быть “вещью в себе”, т. е. существованием, замкнутым на себя. Характерное для греческой патристики различение, с одной стороны, логического содержания сущности, или природы, Бога (λόγος φύσεος), а с другой — модуса, или способа, ее существования (τρόπος υπάρξεως — личностное существование) выражает внутренне со-относительный характер бытийствования божественной сущности. О том, что это различение не должно выходить за пределы онтологии, свидетельствует тот факт, что древние христианские богословы для изложения учения о Троице использовали два близких, почти совпадающих по значению греческих термина, обозначающих сущность: ουσία и υπόστασις. Формула троичности гласит: в Боге одна сущность и три ипостаси. Термин “ипостась” здесь обозначает экзистенциальный, или личностный, аспект божественного бытия, которое характеризуется не только некоторым “логосом” (essentia), но и “отношением к другому” (communio). Другими словами, бытие Бога есть “бытие-в-общении”. Бытие Триединого Бога имеет эк-статический характер, поскольку каждое Лицо Троицы бытийствует в модусе отношения и общения с двумя другими, ему едино-сущными и в то же время абсолютно иными “по ипостаси”, экзистенциально отличными. Т. о., учение о Троице является онтологической моделью, в которой логически сопряжены единичное и всеобщее, экзистенциальное и эссенциальное. Оно определяет идеальное, телеологическое состояние человеческого социума: множество абсолютно различных человеческих личностей (=ипостасей), сотворенных по образу три-единого божественного бытия, т. е. имеющих тождественную человеческую природу и населяющих один физический (=природный) мир, должно, согласно христианскому представлению, разрешить межличностные противоречия через достижение того динамического состояния, или со-бытия, которое характеризует бытие троичного Бога как “вечное движение в любви”. Из учения о Троице логически вытекает представление о человеческой личности как единичной экзистенции, характеризующейся абсолютной инаковостью по отношению к внеположному ей миру. С богословским понятием о личности генетически связано новоевропейское, в значительной степени секуляризованное, представление о человеке как суверенном индивидууме, чуждое дохристианскому античному мышлению.
    А. И. Кырлежев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Нужна курсовая?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ТРОИЦА" в других словарях:

  • Троица — (икона Андрея Рублёва, 1422 1427, Москва, Третьяковская галерея) …   Википедия

  • ТРОИЦА — (греч. Τριάς, «триада», лат. Trinitas), в христианских теологических представлениях бог, сущность которого едина, но бытие которого есть личностное отношение трёх ипостасей: Отца безначального Первоначала, Сына Логоса, то есть абсолютного Смысла… …   Энциклопедия мифологии

  • Троица — Троица. Новгородская икона нач. 15 в. Троица новозаветная ( Отечество ). Третьяковская галерея. ТРОИЦА, один из основных догматов христианства, согласно которому Бог един по своей сущности, но существует в трех “лицах” (“ипостасях”): Бог Отец,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ТРОИЦА — ТРОИЦА, троицы, жен. 1. только ед. В христианском учении триединое божество, в котором соединяются три лица, три ипостаси: бог отец, бог сын и бог дух святой (рел.). || Связанные единым культом три божества (рел.). Египетская божественная троица… …   Толковый словарь Ушакова

  • троица — Пятидесятница Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. троица сущ. • трио • триумвират • тройка Словарь русских синонимов. Ко …   Словарь синонимов

  • Троица — в христианских представлениях Бог, сущность которого едина, но Его бытие есть личностное отношение трёх ипостасей: Отца безначального Первоначала, Сына абсолютного Смысла, воплотившегося в Иисусе Христе, и Духа Святого животворящего Начала. По… …   Исторический словарь

  • ТРОИЦА — центральный догмат христианского вероучения, согласно которому единый Бог существует в трех лицах (ипостасях): Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой, которые связаны между собою в качестве нераздельных и неслиян ных. Единосущность и ипостасность Бога …   Новейший философский словарь

  • ТРОИЦА — (от лат. trinitas троица) англ. Trinity(1)/Whitsun(2)/ Whitsunday; нем. Dreieinigkeit. 1. Основной догмат христианства, согласно к рому Бог един и существует в трех лицах (ипостасях): Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос), Бог Дух Святой. 2.… …   Энциклопедия социологии

  • ТРОИЦА — (Пятидесятница), один из двунадесятых православных церковных праздников. Установлен в честь сошествия Святого Духа на апостолов на 50 й день после Пасхи …   Современная энциклопедия

  • ТРОИЦА — один из основных догматов христианства, согласно которому Бог един по своей сущности, но существует в трех лицах (ипостасях): Бог отец, Бог сын и Св. Дух. Термин появился в кон. 2 в., учение о Троице развито в 3 в. (Ориген), вызвало острую… …   Большой Энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «ТРОИЦА» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»