ТРОИЦА

ТРОИЦА
ТРОИЦА
(греч. Τριάς, «триада», лат. Trinitas), в христианских теологических представлениях бог, сущность которого едина, но бытие которого есть личностное отношение трёх ипостасей: Отца - безначального Первоначала, Сына - Логоса, то есть абсолютного Смысла (воплотившегося в Иисусе Христе) и Духа святого - «животворящего» начала. Само по себе учение о том, что на божественном уровне бытия троичность и единичность оказываются в каком-то смысле тождественными, не специфично для христианства; это устойчивый мотив самых различных религиозно-мифологических систем (ср. Тримурти - триединство Брахмы, Шивы. и Вишну - в индуистской мифологии; многочисленные группировки божеств по 3 или по 9=3Х3 - в египетских мифах и культах; образы 3 мойр, 3 или 9 муз, трёхликой Гекаты - в греческой мифологии; «семейные» триады Юпитер - Юнона - Минерва и Церера - Либера - Либер - в римском культе и т. п.). Однако ипостаси или лица христианской Т. - не взаимозаменимые двойники или маски единой безличной стихии, их единство не есть ни рядоположность, ни слитность, неразличенность личностей, не до конца вычленившихся из родовой бессознательности политеистического божественного коллектива; напротив, они проницаемы друг для друга лишь благодаря полному личному самостоянию и обладают самостоянием только благодаря полной взаимной прозрачности, ибо эта проницаемость есть чисто личное отношение любви. Различие между триадами язычества и Т. христианства - это различие между взаимопереходом стихий и взаимоотражением личностей, между двойничеством и диалогом (именно диалог, тихая беседа без слов до конца раскрытых друг другу в жертвенной самоотдаче собеседников - тема «Т.» Андрея Рублёва). Т. в христианстве не есть и последовательность нисходящих ступеней абсолюта, какова философская триада неоплатонизма; все три лица «равночестны». Все они участвуют в сотворении и бытии космоса по следующей формуле: всё от Отца (ибо наделено от него бытием), через Сына (ибо устроено через его оформляющую энергию смысла) и в Духе (ибо получает от него жизненную целостность). Нередки аналогии с 3 грамматическими лицами (завершение Ты и Я в Он), 3 способностями души (памятью, мыслью и любовью), тройным делением времени (прошедшее, настоящее и будущее). По православной доктрине, 3-я ипостась «исходит» от 1-й, как единственной бытийственной праосновы, по католической - от 1-й и 2-й, как реальность соединяющей их любви.
Т. долго не была предметом изображения в искусстве; теология настаивала на том, что бог изобразим только в лице Иисуса Христа, ибо лишь в этом лице сделал себя зримым и явленным; всё прочее - предосудительные фантазии. Однако явление трёх ангелов Аврааму, изображённое ещё на мозаиках 5-6 вв. (Санта-Мариа Маджоре в Риме, Сан-Витале в Равенне), истолковывается как явление Т.; так возникает иконографический тип «Т. ветхозаветной», доведённой до совершенства художником Андреем Рублёвым.
С другой стороны, ещё в Византии изображали, сначала робко (не на фреске или на иконе, но на миниатюре) т. н. «Т. новозаветную» - Отца в виде старца, Христа как отрока на его лоне (этот тип специально называется «Отечество») или взрослого мужа, сидящего по правую руку от него, и Духа - над ними обоими в виде голубя, как он явился, согласно Евангелиям, в момент крещения Иисуса Христа. Несмотря на запрещения, эта иконография широко распространилась на русской почве в последние века допетровской культуры. Что касается католического Запада, там изображения седовласого Саваофа и Христа, которые в присутствии реющего голубем Духа участвуют в некоем торжественном акте (например, присутствуют при диспуте теологов на фреске Рафаэля в Станца делла Сеньятура в Ватикане, возлагают венец на голову девы Марии, приемлют в небеса душу того или иного святого или просто являются созерцателю религиозной картины или фрески для поклонения), делаются со времён Ренессанса всё более частыми. Ещё раньше, с 12 в., в западном искусстве развивается специальный тип изображения Т., акцентирующий сострадание Отца к мукам воплотившегося Сына: он держит перед собой, восседая на престоле, Христа на кресте, кладёт себе на колени его безжизненное тело и т. п. (нем. «Gnadenstuhl», «престол милосердия»), Столь важные моменты христианской доктрины, как «едино-сущие» трёх лиц и их равенство, «равночестность», оказываются при этом утраченными (очевидно, например, что Дух в виде голубя не может быть художественно равнозначным двум другим лицам Т., представленным в человеческом облике); для Рублёва, напротив, именно они служили вдохновляющей темой.
С. С. Аверинцев.

(Источник: «Мифы народов мира».)
Троица новозаветная («Отечество»).

Троица новозаветная («Отечество»).


Троица новозаветная («Отечество»).
Новгородская икона начала XV в.
Москва.
Третьяковская галерея.

Троица со святым Иеронимом.

Троица со святым Иеронимом.


Троица со святым Иеронимом.
Фреска Андреа дель Кастаньо.
Около 1455.
Флоренция.
Церковь Сантиссима-Аннунциата.

Троица.

Троица.


Троица.
Икона А. Рублёва.
Первая четверть XV в.
Москва.
Третьяковская галерея.

Троица. Начало 15 в.


Троица. Начало 15 в.


.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ТРОИЦА" в других словарях:

  • Троица — (икона Андрея Рублёва, 1422 1427, Москва, Третьяковская галерея) …   Википедия

  • Троица — Троица. Новгородская икона нач. 15 в. Троица новозаветная ( Отечество ). Третьяковская галерея. ТРОИЦА, один из основных догматов христианства, согласно которому Бог един по своей сущности, но существует в трех “лицах” (“ипостасях”): Бог Отец,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ТРОИЦА — триединство. Согласно христ. догме, Троица рассматривается как факт единства Бога в трех лицах: БогОтец, Бог Сын, Бог – Дух Святой (см. Ипостась), причем такая троичность совершенно не вредит этому единству. Учение о Троице, которого нет в Библии …   Философская энциклопедия

  • ТРОИЦА — ТРОИЦА, троицы, жен. 1. только ед. В христианском учении триединое божество, в котором соединяются три лица, три ипостаси: бог отец, бог сын и бог дух святой (рел.). || Связанные единым культом три божества (рел.). Египетская божественная троица… …   Толковый словарь Ушакова

  • троица — Пятидесятница Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. троица сущ. • трио • триумвират • тройка Словарь русских синонимов. Ко …   Словарь синонимов

  • Троица — в христианских представлениях Бог, сущность которого едина, но Его бытие есть личностное отношение трёх ипостасей: Отца безначального Первоначала, Сына абсолютного Смысла, воплотившегося в Иисусе Христе, и Духа Святого животворящего Начала. По… …   Исторический словарь

  • ТРОИЦА — центральный догмат христианского вероучения, согласно которому единый Бог существует в трех лицах (ипостасях): Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой, которые связаны между собою в качестве нераздельных и неслиян ных. Единосущность и ипостасность Бога …   Новейший философский словарь

  • ТРОИЦА — (от лат. trinitas троица) англ. Trinity(1)/Whitsun(2)/ Whitsunday; нем. Dreieinigkeit. 1. Основной догмат христианства, согласно к рому Бог един и существует в трех лицах (ипостасях): Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос), Бог Дух Святой. 2.… …   Энциклопедия социологии

  • ТРОИЦА — (Пятидесятница), один из двунадесятых православных церковных праздников. Установлен в честь сошествия Святого Духа на апостолов на 50 й день после Пасхи …   Современная энциклопедия

  • ТРОИЦА — один из основных догматов христианства, согласно которому Бог един по своей сущности, но существует в трех лицах (ипостасях): Бог отец, Бог сын и Св. Дух. Термин появился в кон. 2 в., учение о Троице развито в 3 в. (Ориген), вызвало острую… …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»