СПЕВСИПП


СПЕВСИПП
СПЕВСИПП
         (ок. 407 до н. э., Афины,—339, там же), др.-греч. философ-платоник. Сын сестры Платона Потоны, его преемник по руководству Академией. Писал трактаты и диалоги. Важнейшие среди его соч. (30 названий, по Диогену Лаэртию, IV 4—5, к этому следует прибавить трактат «О пифагорейских числах») — «Об удовольствии», «О философии», «О богах», «О душе», «О подобном», «Энкомий Платону». С. заменил платоновские идеи числами, которые понимал как самостоят. субстанции, отделённые от чувств. вещей, но при этом толковал их не как «идеальные числа» Платона, а как математич. числа. Начало (архе) всех чисел — единое, которое С. отличал от блага и бога; числа наряду с др. математич. объектами суть первые из существующих предметов, рождение которых от единого и некоего принципа множественности С. понимал не буквально, но в качестве мысленного образа. Демиурга платоновского «Тимея» С. считал богом и умом (нусом) и отождествлял с декадой. В соч. «О подобном» на материале биологии и ботаники С. проводил логич. различение родовых и видовых признаков. Разграничивая мир чувственный и умопостигаемый, С., в отличие от Платона, признавал знание на основе ощущений. В этике считал благом отсутствие зла. Влияние С., по-видимому, ограничено в основном рамками Древней Академии, хотя оно проявлялось и позднее — в неопифагореизме.
        Фрагменты: Lang P. L. F., De Speusippi Acade-mici scriptis, Fr./M., 1964.
        Merlan Ph., Zur Biographie des Speusippos, «Phuolo-gus», 1959, Bd 103, H. 3/4, S. 198—214; Tarran t H. A. S., Speusippus' ontological classification, «Phronesis», 1974, v. 19, M 2, p. 130—45; D i lion J. M., The middle Platonists, L., 1977, p. 11—22.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

СПЕВСИПП
(род. 395 – ум. 334 до Р. X.)
древнегреч. философ-платоник, преемник Платона в руководстве Академией (348/7-339/8 до Р. X.), упадок которой происходил уже при нем. Писал трактаты и диалоги. Заменил платоновские идеи числами, которые рассматривал как самостоятельные субстанции, отделенные от чувственных явлений, как первые из существующих предметов, рождение которых понимал не буквально, а в качестве мысленного образа. Разграничивая мир чувственный и умопостигаемый, Спевсипп, в отличие от Платона, признавал знание на основе ощущений. В этике считал благом отсутствие зла. Написал 30 соч. Важнейшие из них: «О пифагорейских числах», «Об удовольствии», «О философии»; «О богах», «О душе», «О подобном». Их фрагменты содержатся в: Р. Lang. De Speusippi Academic! Scriptis, 1911.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

СПЕВСИПП
и з А ф и н (Σπεύσιππος) (р. ок. 409 – 339 до н.э.) – др.-греч. философ, племянник и ученик Платона, после смерти Платона был руководителем Академии платоновской. В ряде моментов С. отошел от философии Платона. Признавая Единое, или Благо, в качестве исходного пункта бытия, он видел в нем скорее начало, а не конец или идеал. Отрицая идеи Платона, заменял их числами, к-рые понимал субстанциально. Переходя от платоновского Единого к числам, С. разграничивал единое в себе и единицу как начало числового ряда. Он интенсивно использовал пифагорейские традиции, напр. учение о десятирице и составляющих ее первых четырех числах. В отличие от Платона, не отличал Мировой ум (нус) от Души. Отход от философии Платона особенно заметен в его гносеологии, подчеркивавший роль чувств. восприятия, и в этике, где основной категорией для него было счастье. Занимался ботаникой и зоологией, стремясь к систематизации растений и животных. В учении С. уже наметился тот скептицизм, к-рым прославилась последующая история платоновской Академии.
Соч. С. дошли до нас в виде незначительных и немногочисл. фрагментов (см. Lang P., De Speusippi academici scriptis. Accedunt fragmenta, Bonn, 1911, Diss.).
Лит.: Лосев А. Ф., Очерки антич. символизма и мифологии, т. 1, М., 1930, с. 592–608; История философии, т. 1, М., 1940, с. 179, 249–52; Ravaisson-Mollien F., Speusippi de primis rerum principiis placita qualia fuisse videantur ex Aristotele..., P., 1838; Fischer Μ. Α., De Speusippi atheniensis vita, Rastadii, 1845; Frank E., Plato und die sogenannten Pythagoreer, 2 Aufl., Darmstadt, 1962.
А. Лосев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

СПЕВСИПП
    СПЕВСИПП (Σπεύσιππος) (ок. 407 до н. э., Афины — 339, там же) —древнегреческий философ-платоник. Сын сестры Платона Погоны, его преемник по руководству Академией. Писал трактаты и диалоги. Важнейшие среди его сочинений (30 названий, по Диогену Лаэртию, IV 4—5, часть из них — диалоги; к этому следует прибавить трактат “О пифагорейских числах”) — “Об удовольствии”, “О философии”, “О богах”, “О душе”, “О подобном”, “Энкомий Платону”. Спевсипп заменил платоновские идеи числами (fr. 42 Lang), которые понимал как самостоятельные субстанции, отделенные от чувственных вещей, но при этом толковал их не как “идеальные числа” Платона, а как математические числа. Начало (архе) всех чисел — единое, которое Спевсипп отличал от блага и бога (fr. 34); это начало — выше бытия, причиной которого является диада (fr. 35); числа наряду с другими математическими объектами суть первые из существующих предметов, рождение которых от единого и некоего принципа множественности Спевсипп понимал не буквально, а в качестве мысленного образа. Демиурга платоновского “Тимея” он считал богом и умом (нусом) и отождествлял парадигму с декадой. Для каждой ступени реальности Спевсипп признавал свою материю. В сочинении “О подобном” на материале биологии и ботаники он проводил логическое различение родовых и видовых признаков. Разграничивая мир чувственный и умопостигаемый, он, в отличие от Платона, признавал знание на основе ощущений. В этике считал благом отсутствие зла и свободу от душевного смятения (άοχλησία, άλυπία). Влияние Спевсиппа, по-видимому, ограничено в основном рамками Древней Академии, хотя оно проявлялось и позднее — в неопифагореизме.
    Фрагм.: Speusippus, Fragmenta, ed. P. L. F. Lang.— De Speusippi Acadenüci seriptis. Bonn, 1911, герь Fr./M., 1964; Frammenti, a cura di I. Parente. Napoli, 1980.
    Лит.: Merlan Ph. Zur Biographie des Speusippos.— “Philologus”, 1959, 103, Heft 3/4, S. 198—214; TarrantH. A. S. Speusippus ontological classification.— “Phronesis”, 1974, v. 19, ¹2, p. 130—45; DillonJ. The middle Platonists. L., 1977, 2 d. 1996, p. 11—22; Halflvassen J. Speusipp und die Unendlichkeit des Einen: ein neues Speusipp-Testimonium bei Proklos und seine Bedeutung.— “Archiv für Geschichte der Philosophie”, LXXIV, 1992, 43-73.
    Ю. А. Шичалин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Смотреть что такое "СПЕВСИПП" в других словарях:

  • Спевсипп — а, муж. Стар. редк.Отч.: Спевсиппович, Спевсипповна.Происхождение: (Предположительно от греч. speudo спешить и hippos конь.)Именины: 29 янв. Словарь личных имён. Спевсипп Быстрый конь (греч.). 29 (16) января – мученик Спевсипп. День Ангел …   Словарь личных имен

  • Спевсипп — Спевсипп, Speusippos, ок. 407 – 339 гг. до н. э., греческий философ. Племянник Платона и его первый последователь в Академии. Из нескольких десятков произведений С., названия которых нам известны, сохранилось небольшое число мелких фрагментов. В… …   Античные писатели

  • СПЕВСИПП —     СПЕВСИПП (Σπεύσιππος) Афинский (ок. 410/408, Афины 339 до н. э., Афины), философ платоник, схоларх Академии с 347 по 339. Родился в Афинах в семье Евримедонта и Потоны, сестры Платона. Вероятно, был членом платоновской Академии со дня ее… …   Античная философия

  • Спевсипп — (греч. Σπεὐσιππος) (409 до н. э.  339 до н. э.)  древнегреческий философ, племянник и ученик Платона. После смерти Платона руководил Платоновской академией. Упомянут Аристотелем в трактате Метафизика[1]. Спевсипп был …   Википедия

  • Спевсипп —     Сказано о Платоне все, что мы смогли собрать по тщательном рассмотрении сведений о нем. Преемником Платона был Спевсипп, сын Евримедонта, афинянин, из дема Мирринунта, сын Потоны, Платоновой сестры. Он возглавлял школу восемь лет, начиная со… …   О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

  • Спевсипп — (Speusippus, Σπεύσιππος) греческий философ, сын Евримедонта в Афинах и Потоны, сестры Платона, родился около 395 г. до Р. Х. Об его воспитании заботился Платон. С., кажется, посещал школу Исократа. Много времени он посвятил изучению школы… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • СПЕВСИПП —    • Speusippus,          Σπεύσιππος, сын Евримедонта в Афинах и Протоны, сестры Платона, родился ок. 395 г. до Р. X. Об его воспитании заботился Платон, его дядя; он, кажется, посещал школу Исократа. Много времени он посвятил на изучение школы… …   Реальный словарь классических древностей

  • Спевсипп — (ок. 407 339)    др. гр. философ, племянник Платона и глава Академии после его смерти в 347. Род. и ум. в Афинах. Диоген Лаэртский перечисляет 28 соч. С., в т. ч. диалоги «Аристипп Киренский», «Философ», «Кефал», «Лисий»; трактаты «Об… …   Античный мир. Словарь-справочник.

  • Спевсипп —           (ок. 409 339 до н.э.) др. греч. философ идеалист, племянник и ученик Платона. После смерти Платона (347 до н.э.) глава (схоларх) основ. Платоном академии. Следуя по пути сближения платонизма с пифагореизмом, С. определяющим началом… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Спевсипп —         греч. философ, племянник и ученик Платона, возглавлял Академию (с 347 по 339 до н. э.) после смерти учителя. Для развития платонизма С. сделал немного. Он первым провозгласил божественность Платона. Учение о числах С. трактовал в духе… …   Словарь античности


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.