ДИОГЕН СИНОПСКИЙ


ДИОГЕН СИНОПСКИЙ
ДИОГЕН СИНОПСКИЙ
(Diogenes Sinopeus) (ум. ок. 330-320 до н.э.) — др.-греч. моралист. Прибыв в Афины и познакомившись с этическим учением Антисфена, стал осуществлять его в своей жизни. Своими противниками Д.С. был прозван Собакой, а его последователи — киниками (от греч. kiny — собака). До нас не дошли сочинения Д.С. (приписанные ему письма были созданы позднее), и неизвестно, излагал ли он вообще свое учение в письменной форме.
Д.С. отвергал всякое знание, лишенное этической направленности. Он жил в бочке (пифосе), сведя до минимума свои потребности и существуя на подаяние; достигнутая таким способом независимость от внешних влияний была, по утверждению Д.С, доблестью и высшим счастьем, уподобляющим киника божеству. Д.С. жестоко высмеивал всех тех, кто дорожил традиционными формами жизни, он не признавал отечества, единственным законом для себя считал закон природы и объявлял себя «гражданином мира». Диоген отвергал брак, идеализировал жизнь животных и первобытных людей. Разум и воспитание должны, по мнению Д.С, помочь человеку вернуться к природе.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.

ДИОГЕН СИНОПСКИЙ
         (ум. ок. 330—320 до н. э.), др.-греч. моралист. Прибыв в Афины и познакомившись с этич. учением Антисфена, стал осуществлять его в своей жизни. Своими противниками Д. С. был прозван собакой, а его последователи—киниками (от греч. — собака). До нас не дошли соч. Д. С. (приписанные ему письма были созданы позднее), и неизвестно, излагал ли он вообще своё учение в письм. форме.
        Д. С. отвергал всякое знание, лишённое этич. направленности (Диоген Лаэртий VI 103; Элиан, Пёстрые рассказы X, 11). Он жил в бочке (пифосе), сведя до минимума свои потребности и существуя на подаяние; достигнутая таким способом независимость от внеш. влияний была, по утверждению Д. С., доблестью и высшим счастьем, уподобляющим киника божеству (Дион Xpиcocтом VIII 27—35;VI l, 7,31,35). Д. С. жестоко высмеивал всех тех, кто дорожил традиц. формами жизни, он не признавал отечества, единств. законом для себя считал закон природы и объявлял себя «гражданином мира» (Диоген Лаэртий VI 24—29, 32, 38, 63; Лукиан, Распродажа жизней 8; Арриан, Беседы с Эпик-тетом III 22, 24, 27, 60). Диоген отвергал брак, идеализировал жизнь животных и первобытных людей. Разум и воспитание должны, по мнению Д. С., помочь человеку вернуться к природе.
        Finley ?. I., Aspects ol antiquity. Discoveries and controversies, L., 1968, p. 89—101; см. также лит. к ст. Киники.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

ДИОГЕН СИНОПСКИЙ
(род. ок. 412 ум. 323 до Р. X., Коринф)
древнегреч. философ. Сократовскую идею самосозерцания Диоген развил до идеи внутреннего аскетизма, отвергающего всякие излишества в образе жизни и, считающего своим долгом сведение потребностей к крайнему минимуму; он требовал общности жен и детей и не признавал господствующей морали. Диоген стал символом кинического бесстыдства (отсюда слово «цинизм») и распущенности. О Диогене существует ряд анекдотов; о нем рассказывают как о философе, который жил в бочке и который в ответ на обещание Александра Великого исполнить любую его просьбу попросил его отойти и не заслонять солнце; о Диогене говорят также, что он среди дня с фонарем искал на рыночной площади Афин Человека.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

ДИОГЕ́Н СИНО́ПСКИЙ
(Διογένης Σινωπεύς) (ок. 404–323 до н. э.) – др.-греч. философ, ученик основателя школы киников Антисфена, развивший его учение в направлении наивного материализма. Образ Д. С. дошел до нас в извращенном виде, гл. обр. под влиянием Диогена Лаэртского [из соч. к-рого (Diog. L., VI 2) по преимуществу черпаются сведения о биографии и учении Д. С.]. Диоген Лаэртский утверждал, что Д. С. не выдвинул сколько-нибудь развитого учения; однако он противоречил сам себе, поскольку сам же сообщал длинный список соч. Д. С., куда входили и его трагедии (там же, VI 2, 80, 81, сл. Диоген Лаэртский приводит также список произведений Д. С., составленный Сотионом). К этой версии примыкал и Гегель, утверждавший, что "о Диогене можно рассказать лишь анекдоты" (Соч., т. 10, М., 1932, с. 121). Вопреки этому можно утверждать, что Д. С. принадлежит довольно разветвленное филос. учение. Он решительно отвергал все блага цивилизации и требовал, чтобы человек вернулся в первобытное состояние или даже вел жизнь животного. Всю культуру он объявлял насилием над человеч. существом, отвергал гос-во, объявляя себя гражданином мира, проповедовал общность жен и детей. Свое безразличие к моральной и обществ. жизни Д. С. доводил до цинич. бесстыдства и полного равнодушия к любым неудобствам жизни. Согласно историч. анекдоту, Д.С. жил в бочке (Diog. L., VI 23. 43. 105; Senec epistul. 90, 14), подчеркивая этим ненужность удобного жилища, а на вопрос Александра Македонского, чего бы хотел Д. С. от него, ответил: отойди, не загораживай мне солнца (Diog. L., VI 38; ср. вообще о встречах Д. С. с Александром Македонским – Cic. Tusc. V 32, 92; Senec. De benef., v. 4, 3–4; Plut. Alex. 14), подчеркивая этим свое пренебрежение к материальным благам. Д. С. не только критиковал учение об общих идеях Платона с т. зр. крайнего сенсуализма, признавая только единичное (Diog. L., VI 53), но и проповедовал вместе с софистами противоположность природной данности и человеч. установлений. Он признавал необходимость философии, уподобляя ее деятельности рулевого или врача (там же, VI 24, 30), отвергал многобожие и религ. культы, как произвольные человеч. установления и признавал только основанную на подражании природе аскетич. добродетель, находя в ней единств. самоцель человека.
Лит.: История философии, т. 1, М., 1940, с. 149–50 и др. по указат.; то же, т. 1, М., 1957, с. 111; И. К. [Корсунский], Изречения древнейших греческих мыслителей, X., 1887, с. 199–225; Бирюков П. И., Греческий мудрец Диоген, 3 изд., М., 1910; Гомперц Г., Жизнепонимание греческих философов..., СПБ, 1912, с. 108–23; его же, Греческие мыслители, т. 2, СПБ, 1913, с. 103–28; Fritz К., Quellen-Untersuchungen zu Leben und Philosophie des Diogenes von Sinope, Lpz., 1926; Sayre F., Diogenes of Sinope, Balt., 1938.
А. Лосев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

ДИОГЕН СИНОПСКИЙ
    ДИОГЕН СИНОПСКИЙ (Διογένης Σινωπεύς) (ум. ок. 330—320 до н. э.)—древнегреческий моралист. Прибыв в Афины и познакомившись с этическим учением Антисфена, стал осуществлять его в своей жизни. Своими противниками был прозван собакой, а его последователи— киниками (от греч. κύων — “собака”). До нас не дошли сочинения Диогена (приписанные ему письма были созданы позднее), и неизвестно, излагал ли он вообще свое учение в письменной форме.
    Диоген отвергал всякое знание, лишенное этической направленности (Диоген Лаэртий VI 103; Элиан, “Пестрые рассказы”, X, 11). Он стремился к самодостаточности “царственного мудреца”, жил в бочке (пифосе), сведя до минимума свои потребности и существуя на подаяние; достигнутая таким способом независимость от внешних влияний была, по утверждению Диогена, доблестью и высшим счастьем, уподобляющим киника божеству (Дион Хрисостом VIII 27-35; VI 1, 7, 31, 35). Диоген считал, что у друзей-мудрецов все должно быть общим. Он жестоко высмеивал всех, кто дорожил традиционными формами жизни, он не признавал отечества, отвергал законы полисов, единственным законом для себя считал закон природы и объявлял себя “гражданином мира” (Диоген Лаэртий VI 24—29, 32, 38, 63; Лукиан, “Распродажа жизней” 8; Арриан, “Беседы с Эпиктетом” III, 22, 24, 27, 66). Диоген отвергал брак, идеализировал жизнь животных и первобытных людей; разум и воспитание должны, по его мнению, помочь человеку вернуться к природе. Соч.: Антология кинизма, изд. И. М. Нахов, 2-е изд. М., 1996, с. 114-144.
    Лит.: Нахов И. М. Киническая литература. М., 1981; Он же. Философия киников. М., 1982; Dudley D. R. A history of cynicism from Diogenes to the sixth century. L., 1937; Sayre F. The Greek cynics. Bait., 1948; Niehiies-Proebsting H. Kynismus des Diogenes und der Begriff des Zynismus. Munch., 1979.
    А. И. Зайцев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Смотреть что такое "ДИОГЕН СИНОПСКИЙ" в других словарях:

  • Диоген Синопский — Диоген ходил днем с зажженной свечой, приговаривая: «Ищу человека» Диоген Синопский (др. греч. Διογένης ὁ Σινωπεύς; ок. 412 до н. э., Синоп  10 июня 323 до н. э., Коринф), древнегреческий философ, ученик Антисфена, основателя школы киников …   Википедия

  • Диоген Синопский — (Diogenes Sinopeus) Диоген Синопский (Diogenes Sinopeus) (ок. 400 или 412 ок. 323 до н.э.) Греческий философ киник. Родился в Синопе на Черном море. Ученик Антисфена. Жил в Афинах в крайней бедности, исповедуя аскетизм. В основе его учения лежал… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Диоген Синопский — Диоген Синопский, Diogenes, ум. в 328 323 гг. до н. э., греческий философ. Сын банкира Гикесия. В Афинах слушал Антисфена. Умер в Коринфе. Согласно легенде, он покончил с собой, нарочно задержав дыхание. Приписываемые ему в древности произведения …   Античные писатели

  • ДИОГЕН СИНОПСКИЙ —     ДИОГЕН СИНОПСКИЙ (Διογένης ὁ Σινωπεύς) (ок. 408 ок. 323 до н. э.), родоначальник греческого кинизма (наряду с Антисфеном), один из наиболее известных и своеобразных моралистов сократиков. Имя Д. в истории греческой философии прочно связано с… …   Античная философия

  • ДИОГЕН СИНОПСКИЙ — (ок. 404 ок. 323 до н.э.) древнегреческий философ, ученик и последователь Антисфена. Сферой философских интересов выступали аспекты морально этических отношений, трактуемые Д.С. в духе кинизма, причем предельно ригористического толка. Из за… …   История Философии: Энциклопедия

  • ДИОГЕН СИНОПСКИЙ — (ок. 404 ок. 323 до н.э.) древнегреческий философ, ученик и последователь Антисфена. Сферой философских интересов выступали аспекты морально этических отношений, трактуемые Д.С. в духе ки низма, причем предельно ригористического толка. Из за… …   Новейший философский словарь

  • ДИОГЕН СИНОПСКИЙ — (около 400 около 325 до нашей эры), древнегреческий философ киник, ученик Антисфена; практиковал крайний аскетизм, доходящий до эксцентрического юродства; герой многочисленных анекдотов. Называл себя гражданином мира (космополитом). По преданию,… …   Современная энциклопедия

  • ДИОГЕН СИНОПСКИЙ — (ок. 400 ок. 325 до н. э.) древнегреческий философ киник, ученик Антисфена; практиковал крайний аскетизм, доходящий до эксцентрического юродства; герой многочисленных анекдотов. Называл себя гражданином мира ( космополитом ). По преданию, жил в… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Диоген Синопский — (около 400 около 325 до нашей эры), древнегреческий философ киник, ученик Антисфена; практиковал крайний аскетизм, доходящий до эксцентрического юродства; герой многочисленных анекдотов. Называл себя гражданином мира (космополитом). По преданию,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Диоген Синопский — (около 400  около 325 до н. э.), древнегреческий философ киник, ученик Антисфена; практиковал крайний аскетизм, доходящий до эксцентричного юродства; герой многочисленных анекдотов. Называл себя гражданином мира («космополитом»). По преданию, жил …   Энциклопедический словарь

Книги

  • Киническая школа, Творческий коллектив шоу «Объект 22». Киники – это одна из самых значительных сократических философских школ. Её родоначальником считается ученик Сократа Антисфен, ярким представителем – Диоген… Подробнее  Купить за 49 руб аудиокнига


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.