- ДЖЕНТИЛЕ
- ДЖЕНТИЛЕ
-
(Gentile) Джованни (1875-1944) — ит. философ-неогегельянец. В 1897 окончил высшее педагогическое училище в Пизе. Был дружен с Б. Кроче (издавал вместе с ним жур. «Критика»), однако с 1913 — его яростный оппонент. С 1907 — проф. ун-тов в Палермо, в Пизе (с 1914) и в Риме (с 1917). С 1920 издавал «Критический журнал итальянской философии». В 1922—1924 — министр просвещения, реформатор образования в Италии. С 1935 — главный редактор «Итальянской Энциклопедии». Будучи одним из идеологов фашистского режима Муссолини, был приговорен к смерти и застрелен ит. партизанами.
Актуализм Д. основан на учениях И.Г. Фихте и Г.В.Ф. Гегеля. В отличие от Гегеля Д. считал возможным только переход от конкретного к абстрактному — от духовного акта к осмысленной мысли, от настоящего к прошлому, от положительного к отрицательному. Отношение бытия и небытия есть процесс, акт мышления (Я-субъект), которое не может мыслить себя (Я-объект) без того, чтобы одновременно быть и не быть. Дух (Субъект) есть действие и не может быть субстанцией; поэтому существует только одна категория — духовный акт, в котором мыслится (реализуется, творится) действительность. Все остальные категории возможны как помысленное, как безжизненные понятия, выпавшие из непрерывного самоопределения Духа. Актуальное мышление беспредпосылочно, это творение своего бытия и инобытия: из него Д. выводит Историю и Природу. Считал, что Бог существует не по ту сторону деятельности человеческого духа, а в ней самой как ее Идеал. В отличие от Кроче Д. полагал, что, поскольку духовный акт неделим, между производными от него познанием и деятельностью не существует границ. Отрицал существование зла (мыслящая мысль всегда есть истина и добро), злом и заблуждением может быть только отошедшее в прошлое, помысленное, абстрактное. Антипозитивистская концепция образования Д. основана на сочетании различных подходов, среди которых не может быть одного единственно научного, на активном участии ученика, на единстве интеллекта и воли, обучения и морального воспитания. Истинное воспитание есть сама философия. Движение Духа Д. по-гегелевски рассматривал через смену тезиса антитезисом и синтезом. В искусстве видел момент чистой субъективности, которой противостоит чистая объективность религии. Только в философии Дух выступает как абсолютный субъект и свобода, открывая смысл искусства и религии. Мыслить — значит преодолевать свою частность, особенность, подниматься до исторического масштаба. Поэтому отдельная личность — это лишь стадия на пути к «универсализованному» человеку-гос-ву. Интересы личности Д. полностью отождествлял с интересами гос-ва, а гос-во — с нацией. Считал гос-во этической субстанцией, нравственным идеалом, который фашизм должен реализовать через жертвенность и завоевание свободы в войне. Любая сила, согласно Д., моральна, поэтому насилие во имя национальной миссии оправданно. Выступал за преодоление трех гегелевских ограничений гос-ва: со стороны суверенитета др. гос-ва, Абсолютного Духа (Искусства, Религии и Философии), гражданского общества и семьи.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
- ДЖЕНТИЛЕ
-
(Gentile) Джованни (30.5.1875, Кастель-ветрано,— 15.4.1944, Флоренция), итал. философ-неогегельянец, один из идеологов фашизма. Филос. система Д., актуализм,— субъективноидеалистич. вариант неогегельянства. Учение Гегеля Д. «реформировал» с позиций, близких к фихтеанским, сводя реальность к текущему мыслит. процессу — к «акту мысли», к «мысли мыслящей», причём последняя в качестве действит. реальности противопоставлялась не только всему объективному миру, но и прошлой мысли («мысли помысленной») как «окаменевшему», материализованному (и потому переставшему быть диалектическим) мыслит. процессу.Вступив в сотрудничество с фаш. правительством, Д. стал апологетом тоталитарного государства как якобы воплощения нравств. духа; призывал к «тотальному» подчинению личности гос. целому и «растворению» индивида в политич. истории.Opere complete, ?. 1—16, Firenze, 1935—46. Эфи?ов С. А., Итал. бурж. философия 20 в., М., 1968, гл. 2.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- ДЖЕНТИЛЕ
-
(Gentile)Джованни (род. 30 мая 1875, Кастельветрано – ум. 15 апр. 1944, Флоренция) – итал. философ-неогегельянец, проф. Римского ун-та, наряду с Кроче один из главных представителей итал. актуализма. Обосновывал «тотальное» подчинение личности государству. Разработал концепцию «акта мысли», согласно которой мысль в своем развитии и реальйости является синтезом субъекта и объекта, лишенных в свою очередь признака действительной реальности. Единственная реальность – актуальный мыслительный процесс. Осн. труды: «L'atto del pensare come atto puro», 1912; «La riforma della dialettica Hegeliana», 1913; «Teoria generale dello spirito», 1916; «Sistema di logica», 1923; «Filosofia dell'arte», 1931; «Genesi e struttura della societa», 1954.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
- ДЖЕНТИЛЕ
-
(Gentile), Джованни (30 мая 1875 – 15 апр. 1944) – итал. философ-неогегельянец. Первоначально вместе с Кроче был идеологом итал. бурж. либерализма. Впоследствии примкнул к фашизму; нек-рое время был министром просвещения в пр-ве Муссолини.Филос. система Д., т.н. "актуализм", была одним из субъективно-идеалистич. вариантов неогегельянства. Предприняв "реформу" гегелевской диалектики, Д. устранил из учения Гегеля природу и объективную идею. Реальность он отождествлял с актом мышления субъекта, с "мыслью мыслящей" (реnsiero pensante), т.е. с мыслью как процессом. "Недостатком гегелевской философии, – писал Д., – было то, что она полагала прежде Я – то, что его предполагает... Не следует более выводить мысль из природы и природу из идеи, но природу и идею из мысли. Из актуальной мысли, разумеется, а не из находящейся где-то и абстрактно определяемой: из мысли абсолютно нашей, в которой реализуется Я" ("Teoria generale delle spirito come atto puro", Firenze, 1944, p. 230). Согласно Д., только "мысль мыслящая" является сферой диалектики. Природа и материя – абстракции. Они – не что иное, как прошлая мысль ("мысль помысленная" – pensiero pensato), "исчерпанный и окаменевший" логич. процесс. Природа и материя не существуют вне "мысли мыслящей", но, будучи едины с ней, они в то же время отличны, как мертвый, не творческий элемент, к к-рому не приложима диалектика, а только формальная логика.Социально-политич. концепции Д. послужили одной из основ фашистской идеологии. Их центр. момент – обоготворение фашистского гос-ва как высшей формы духовной деятельности. Реакц. учение Д. с его волюнтаризмом, обоготворением активного духа субъекта и гос-ва занимало центр. место в философии итал. фашизма. После крушения фашизма и смерти Д. оно утратило самостоят. значение, но оказало большое влияние на нек-рых представителей "христианского спиритуализма". В последние годы в итал. бурж. философии предпринимаются активные попытки "возродить" философию Д. Характеризуя роль Д. в совр. итал. мысли, прогрессивный журнал "Il contemporaneo" (1955, No 12) указывал, что Д. и Кроче "все еще представляют собой наибольшее препятствие для утверждения и развития в Италии современной передовой культуры...".Соч.: Sommario di pedagogia come scienza filosofica, v. 1–2, 5 ed., Firenze, 1934–1942; La filosofia, Mil., 1904–15; Il modernismo e i rapporti tra religione e la filosofia, 2 ed., Bari, 1921; La riforma della dialettica hegeliana ed altri scritti, 3 ed., Firenze, 1954; I fondamenti della filosofia del diritto, Pisa, 1916; Sistema di logica come teoria del conoscere, v. 1–2, 3 ed., Firenze, 1940–42; Discorsi della religione, Firenze, 1920; Albori della nuova Italia, v. 1–2, Lanciano, 1923; Difesa della filosofia, Lanciano, 1924; Filosofia dell'arte, Mil., 1931; Fascismo e cultura, Mil., 1928; La mia religione, Firenze, 1943; Genesi e struttura della societá, 2 ed., Mil., 1954.Лит.: Чернышев Б., Современный идеолог фашизма, "Под знаменем марксизма", 1931, No 4–5; Сhiосehetti E., La filosofia di G. Gentile, 2 ed., Mil., 1925; La Via V., L'idealismo attuale di G. Gentile, Trani, 1925; Mehlis G., Italienische Philosophie der Gegenwart, В., 1932; Liсitra C., La storiografia idealistica, Roma, 1925; Cirell Czerna R., Riflessioni sul concetto di societá e di stato nell'ultima fase del pensiero gentiliano, Bologna, 1953; Вellezza V. Α., L'esistenzialismo positivo di G. Gentile, Firenze, 1954.С. Эфиров. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- ДЖЕНТИЛЕ
-
ДЖЕНТИЛЕ (Gentile) Джованни (30 мая 1875, Кастельветрано—15 апреля 1944, Флоренция) — итальянский философ, представитель неогегельянства, основатель системы “актуального идеализма”. В юности испытал сильное влияние идей итальянского неогельянца Б. Спавенты. Другой его постоянной сферой интересов была философия и практика образования. В 1899 выпустил книгу “Философия Маркса”, написанную в гегельянском духе. В это время он познакомился с Б. Кроче, с которым затем поддерживал тесные идейные связи более 20 лет. С 1903 преподавал в Неаполе, в 1906—профессор университета Палермо, в 1914—профессор в Пизе, в 1917 стал профессором университета Рима. В эти годы написал работы по теории педагогики, а также свою наиболее известную книгу “Общая теория духа как чистого акта” (Teoria générale dell spirito come atto puro, 1916). После первой мировой войны националистические симпатии сблизили Джентиле с фашизмом, в 1922 он стал министром просвещения в правительстве Муссолини. Находясь на этом посту, осуществил реформу итальянской школьной системы. В 1924 возглавил Национальный фашистский институт культуры. До конца жизни был наиболее известным публицистом режима, он сам характеризовал себя как “философа фашизма”. Под его руководством в 1925—37 вышла Итальянская энциклопедия. В апреле 1944 он был казнен итальянскими партизанами.Затруднения гегелевской философии, по Джентиле, связаны с абсурдной идеей восхождения от абстрактного к конкретному. Абстракции сами по себе бесплодны, и попытка наделить их животворной силой порождения конкретного—это мистика, а не диалектика. Подлинной конкретностью, единственным творческим принципом бытия может быть лишь само “мыслящее мышление”, действительный субъект мышления. Такова предлагаемая Джентиле “реформа гегелевской диалектики”. Как почти сразу заметили философские обозреватели эта “реформа” есть попытка заново интерпретировать Гегеля с помощью Фихте периода его первого “Наукоучения”. Основные положения своей доктрины Джентиле изложил в книге “Общая теория духа как чистого акта” (Teoria générale dello spirito come att pure. Pisa, 1916). Субъект реальной диалектики — “трансцендентальное Я”, которое тем отличается от “эмпирического Я”, что, объективируясь в бесконечном множестве предметных содержаний, само остается неопредмеченной чистой субъективностью, “чистым действием”, или “актом в акте”. Все остальное, что обычное сознание принимает за независимый мир природной и социальной реальности, есть лишь производное от созидающей деятельности трансцендентальной субъективности. Дчя эмпирического сознания явления внешнего мира обладают, конечно, реальностью (в этом Джентиле соглашается с Кантом). Но философская рефлексия превращает всякую объективность в результат деятельности трансцендентального субъекта, разоблачая иллюзии трансцендентности — независимого бытия природы, общества и даже Бога. В результате философское исследование становится демонстрацией имманентности любого эмпирического объекта. Этот подход Джентиле проводит в многочисленных теоретических и исторических работах. Искусство для него—момент чистой, или созерцательной, субъективности, не выражение чувства, а само чувство в его необъяснимой субъективности. Прямую противоположность искусству являет религия как “превознесение объекта”, оторванного от трансцендентального субъекта, который есть единственный творец всего и вся. Поэтому Джентиле делает вывод о том, что “Бог внутри человека”. Под конец жизни он усилил религиозные мотивы своей философии и даже говорил о “специфическом католицизме”, хотя его философия религии была постоянным балансированием между Фейербахом и Фомой Аквинским, не удовлетворявшим ни атеистов, ни клерикалов. Такова общая судьба трансцендентального идеализма: либо существует только человеческое сознание и мышление и тогда незачем именовать его трансцендентальным, превращая в творца всего сущего, либо придется постулировать сверхчеловеческий божественный “Логос” и на нем основывать всю конструкцию мироздания. Социально-политическую философию Джентиле можно назвать “трансцендентальным тоталитаризмом”, ибо ее центральный пункт — преодоление границы между частной и общественной жизнью граждан. Государство, как и Бог тоже внутри человека, а не между людьми, поэтому не существует никаких пределов государственному вмешательству в личную жизнь людей. В послевоенный период концепция “абсолютной субъективности Джентиле нашла отражение в “позитивном экзистенциализме” Н. Аббаньяно.Соч.: Sommario di pedagogia come scienza filosofica, v. 1—2. Bari, 1913—14; Teoria générale dello spirito comme atto pure, 1916; Filosofia del Arte. Firenze, 1931; La riforma della dialettica hegeliana. Messina, 1913; Origini e doctrina del fascimo. Roma, 1929; Genesi e struttura della societa. Firenze, 1946; Opera complete. Firenze, 1928; Введение в философию. СПб., 2000.Лит.: Holmes R. W. The idealism of Gentile. L., 1937; Romanelli P. J. The Philosophy of Gentile. N. Y., 1938; Aldo Ιο Schiova. Itroduzione a Gentile. Bari, 1986; Киссель M. A. Диалектический историцизм.— В кн.: Идеалистическая диалектика в XX столетии. М., 1987; Эфирое С. А. Итальянская буржуазная философия 20 в. М., 1968.M. A. Киссель
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.