ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА


ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
предмет исследований современной психологии, включающий способность человека к деятельности в материальной, интеллектуальной и социальной сферах жизни. Поведение человека развивается на протяжении всей его жизни. Так же как тело подвержено непрерывным изменениям от младенчества до старости, поведение никогда не достигает стадии, на которой развитие прекращается. Причем поведенческое и телесное развитие тесно связаны друг с другом, и этапы того и другого в значительной степени совпадают. Наиболее распространена точка зрения, согласно которой на поведение комбинированно влияют природные и средовые факторы: индивид генетически предрасположен к определенным поведенческим проявлениям, которые в большей или меньшей степени формируются под воздействием среды. Большой вклад в исследование поведения человека от рождения до юности внес швейц. психолог Жан Пиаже, который связал умственное развитие с физическим взрослением. Сенсомоторная стадия умственного развития охватывает первые два года жизни ребенка и включает в себя постепенное усовершенствование изначально рефректорного поведения. Несмотря на то что младенец с момента рождения обладает зрением, способность фиксировать взгляд на определенном объекте развивается на протяжении первых месяцев жизни по мере овладения умением классифицировать различные визуальные стимулы. Развитие слуха происходит сходным образом. Двигательное развитие новорожденного соответствует стадиям созревания нервно-мускульной системы. Младенец умеет кричать с момента рождения, а к двухмесячному возрасту осваивает гуление и лепет, постепенно становящиеся основой осмысленной речи. Развитие детей в дошкольном и младшем школьном возрасте (дооперациональная стадия, по Пиаже) проявляется в познавательной, мотивационной и нравственной сфере и происходит в основном во взаимодействии ребенка с семьей. Интеллектуальное развитие ребенка приводит к тому, что он начинает применять символы, что является уже признаком абстрактного мышления: от собственных наименований предметов и их свойств он переходит к формированию понятий, т.е. к абстрагированию и классификации по признаку общности широкого спектра символов и представлений. Формирование у ребенка начального понимания закономерностей отражает его способности воспринимать взаимоотношения между различными сторонами явления. По мере освоения речи, начинающегося на втором году жизни, увеличивающиеся в объеме и дифференцирующиеся представления ребенка получают названия и могут использоваться в возрастающих взаимодействиях со взрослыми. Рост словарного запаса сопровождается овладением построением фраз, от простейших, состоящих из двух слов, к более сложным, грамматически правильным предложениям, построенным самостоятельно. В решении встающих перед ребенком задач играют роль восприятие, память и развитие новых представлений и закономерностей. Сильны стремления избежать одиночества или опасности, ведущих к возникновению тревоги. Еще более интенсивна мотивация ребенка к обретению любви, защиты и заботы со стороны окружающих взрослых, особенно матери. Удовлетворение этих осн. потребностей является предпосылкой роста интереса к окружающему миру и стремления к деятельсности, особенно к использованию игрушек. Быстро развивается в младшем и среднем школьном возрасте нравственная чувствительность ребенка. Амер. психолог Лоуренс Колберг исследовал прохождение ребенком нескольких стадий развития нравственности, характеризующихся, ориентацией на наказание, поощрение и, наконец, формирование личной позиции. Родители оказывают решающее влияние на развитие нравственных представлений детей в первые шесть лет жизни. Юность приходит с началом созревания репродуктивной системы. На этой стадии, согласно Пиаже, мышление обретает упорядоченность и логичность и индивид учится оперировать абстрактными идеями. Психологическими характеристиками этого периода являются независимость, половая идентификация, профессиональное самоопределение. Группа сверстников приобретает очень большое значение, обеспечивая подростка возможностью самовыражения, самооценки, самоопределения, одобряя или порицая его поведение. Из характера изменений, происходящих в поведении взрослого человека, следует отметить тот динамичный процесс, при котором собственная личность оценивается с точки зрения верности принципам, достижения цели и социального вклада. Подобным же образом поведение человека в пожилом возрасте, тесно связанное с телесными изменениями, окрашивается чувством цельности и полноты (или отсутствия таковых) применительно к предшествующим этапам.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


.

Смотреть что такое "ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА" в других словарях:

  • Поведение человека — Поведение  активность живого организма, направленная на взаимодействие с окружающей средой. Обычно под поведением понимают внешне проявляемое поведение, то есть действия, которые могут быть замечены наблюдателем (крупные движения, типа ходьбы;… …   Википедия

  • ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА — предмет исследований современной психологии, включающий способность человека к деятельности в материальной, интеллектуальной и социальной сферах жизни. Поведение человека развивается на протяжении всей его жизни. Развитие детей в дошкольном и… …   Профессиональное образование. Словарь

  • поведение человека — ▲ поведение горазд, ый на что (# на выдумки). ↓ ВНИМАНИЕ, МАНЕРА ПОВЕДЕНИЯ, уверенность ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, ТЕАТР …   Идеографический словарь русского языка

  • Поведение человека — имеющее природные предпосылки, но по своему содержанию социально обусловленное, опосредствованное языком взаимодействие с окружающей средой, реализуемое в форме деятельности и общения …   Психология человека: словарь терминов

  • Поведение человека гигиеническое — Гигиеническое поведение обобщенное понятие, подразумевающее деятельность человека, направленную на созидание своего здоровья: выполнение правил личной гигиены, поддержание гигиенических условий быта, соблюдение режима сна и бодрствования, режима… …   Официальная терминология

  • Поведение человека вынужденное — Вынужденное поведение форма поведения, детерминированная ситуацией отсутствия выбора вариантов действий, формирующейся в определенных социальных, социокультурных, социально психологических, физических и прочих условиях... Источник: МР 2.1.10.0033 …   Официальная терминология

  • КОМПЛИМЕНТАРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА — такое поведение человека, при котором его действия, включая жесты, мимику, а также паралингвистические компоненты речи, соответствуют тем словам, которые он в это время произносит, высказывая комплименты в адрес другого человека или выслушивая… …   Словарь терминов по психологическому консультированию

  • Серьезное и несерьезное поведение человека — Имена существительные    разг. ЗАДИ/РА, разг. забия/ка, разг., шутл. пету/х.     Тот, кто постоянно затевает ссоры, драки.    разг., неодобр. КРИВЛЯ/КА, неодобр. позёр, разг. лома/ка.     Тот, кто ведёт себя неестественно, стараясь произвести… …   Словарь синонимов русского языка

  • Честное и нечестное поведение человека — Имена существительные     ЛИЦЕМЕ/Р, ханжа/, книжн. иезуи/т, книжн. тартю/ф, книжн. фарисе/й.     Тот, кто притворяется добродетельным, высоконравственным, чистосердечным, осуждает пороки, недостатки людей, прикрывая этим свои подлинные мысли,… …   Словарь синонимов русского языка

  • Недостаточность питания и поведение человека (malnutrition and human behavior) — Голод и его ужасающие последствия были призраком, пугавшим человечество в течение тысячелетий. Целый ряд нарушений поведения м. б. вызван отклонениями в питании. Существует два осн. типа недостаточности питания: а) общий дефицит потребляемой… …   Психологическая энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.