ЛИТТ

ЛИТТ
ЛИТТ
ЛИТТ (Litt) Теодор (род. 27 дек. 1880, Дюссельдорф – ум. 1962) – нем. представитель философии культуры и педагог; с 1920 по 1937 и с 1945 по 1946 профессор в Лейпциге, затем – в Бонне, представитель неогегельянства. Применил дильтеевский метод понимания и гегелевский метод феноменологии и диалектики к этике и социологии, а также к истории духа и культуры. Отношение индивида и коллектива для Литта есть «встреча», в которой «я» отзывается «ты», в котором «ты» становится судьбой «я», и наоборот. С историко-философской точки зрения настоящее и прошлое, по Литту, дают основу для взаимного понимания друг друга, т.е. в свете настоящего уже становится ясным будущее. В своей теории познания Литт учит, что действительность, становясь достоянием познания, получает тем самым не случайный и внешний придаток, могущий быть ошибочным, а назначение, которое в самом строгом смысле принадлежит ей. Деятельность субъекта и свойство объекта корреспондируют друг с другом вследствие «первоначальной согласованности». Осн. произв.: «Geschichte und Leben», 1918; «Individuum und Gemeinschaft», 1919; «Erkenntnis und Leben», 1923; «Kant und Herder als Deuter der geistigen Welt», 1930; «Einleitung in die Philosophie», 1933; «Der deutsche Geist und das Christentum», 1937; «Protestantisches GeschichtsbewuЯtsein», 1938; «Das Allgemeine in der geisteswissenschaftlichen Erkennthis», 1941; «Denken und Sein», 1948; «Naturwissenschaft und Menschenbildung», 1952; «Hegels Versuch einer kritischen Erneuerung», 1953; «Technisches Denken und menschliche Bildung», 1957.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

ЛИТТ
(Litt), Теодор (17 дек. 1880 – 16 июля 1962) – нем. философ-идеалист; проф. в Бонне (с 1919, затем с 1947) и Лейпциге (с 1920). Сочетал неогегельянство в духе т.н. философии жизни с феноменологией Гуссерля и неокантианством. Работы Л. посвящены преим. вопросам культуры, социологии, педагогики. Осн. филос. вопросы сводятся Л. к учению о науке, наукоучению. Философия, по Л., рассматривает науку как функцию духовной жизни, задача философии – исследование науки как одного из проявлений жизни. Л. противопоставляет наукам о природе "науки о духе", утверждая, что только последние способны преодолеть антитезу познания и жизни, природы и свободы, непреодолимую для естествознания. Гл. выводом из этого выдержанного в духе неокантианства противопоставления естествознания и истории является понятие т.н. духовной жизни как основной всеохватывающей реальности. Духовное характеризуется Л. как внутренне присущий действительности процесс, к-рому свойственна направленность на определ. чувств. переживание. Согласно Л., основой всякого бытия является жизнь, к-рая понимается иррационалистически, в духе "философии жизни", как целостность чувственно определенных, направленных функций духа, как "особенное душевное содержание конкретного субъекта".
Естествознание и науки о духе имеют дело, по Л., не с различными объектами, существующими независимо от науки, а представляют собой различные функции духа. Естествознание трактуется Л. в духе кантовского учения об априорных формах созерцания и мышления, как особый способ априорного категориального синтеза чувственно данного, являющийся проявлением духовной жизни, культуры. Предметом естествознания, с т. зр. Л., оказывается "бездушная вещность" как внешнее проявление духа. Объективность естествознания, всеобщее и необходимое значение положений математики, физики и др. наук является, по Л., свидетельством феноменального характера объектов естеств. наук. Естествознание не понимает, а лишь описывает, измеряет, конструирует. Науки о духе, в отличие от естествознания, постигают свой объект с помощью "понимания", т.е. интуиции, к-рая характеризуется в духе иррационализма как особая сверхинтеллектуальная способность приобщаться к предмету познания, существовать в нем, переживать особым образом постигаемое содержание. Источником "понимания" является эмоциональное состояние духа, не связанное с чувственным восприятием материального мира.
В социологии Л. отвергает историч. необходимость, и сводит содержание обществ.-историч. процесса к свободным решениям индивидуумов. Истолкование историч. фактов, в свою очередь, становится мотивом историч. решения. Иррационалистич. тенденции неокантианской индивидуализирующей концепции истории доводятся Л. до предела. Л. утверждает, что историч. процесс лишен абсолютного смысла и обладает множеством относительных, субъективных смыслов.
Соч.: Erkenntnis und Leben, Lpz.–В., 1923; Individuum und Gemeinschaft, 2 Aufl., Lpz., 1924; Ethik der Neuzeit, Tl 1–2, Münch.–В., 1926; Wissenschaft, Bildung und Weltanschauung, В., 1928; Geschichte und Leben, 3 Aufl., Lpz.–В., 1930; Möglichkeiten und Grenzen der Pädagogik, 2 Aufl., Lpz., 1931; Einleitung in die Philosophie, Lpz.–В., 1933; Die Selbsterkenntnis der Menschen, Lpz., 1938; Mensch und Welt, Münch., 1948; Denken und Sein, Stuttg., 1948; Kant und Herder..., 2 Aufl., Hdlb., 1949; Naturwissenschaft und Menschenbildung, Hdlb., 1952; Hegel, Hdlb., 1953; Die Wiedererweckung des geschichtlichen Bewusstseins, Hdlb., [1956 ].
Лит.: Ρixberg H., Soziologie und Pädagogik bei Willmann, Barth, Litt und Krieck, 2 Aufl., Langensalza, 1929; Vanselоw M., Kulturpädagogik und Sozialpädagogik bei Kerschensteiner, Spranger und Litt, 2 Aufl., В., 1930.
Т. Ойзерман. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ЛИТТ" в других словарях:

  • ЛИТТ —         (Litt) Теодор (1880 1962) нем. философ, проф. в Бонне (с 1919, затем с 1947) и Лейпциге (с 1920). Сочетал неогегельянство в духе т.н. философии жизни с феноменологией Гуссерля и неокантианством. Работы Л. посвящены преимущественно… …   Энциклопедия культурологии

  • ЛИТТ — Ленинградский индустриальный торфяной техникум образование и наука, Санкт Петербург, техн …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • Литт Т. — ЛИТТ (Litt) Теодор (1880–1962), нем. философ и педагог, предст. неогегельянства, отчасти философии жизни. Иссл. ист. формы образования и его особенности в условиях совр. техн. цивилизации …   Биографический словарь

  • Литт Теодор — (Litt) (1880 1962), немецкий философ и педагог, представитель неогегельянства, отчасти  философии жизни. Исследовал исторические формы образования и его особенности в условиях современной технической цивилизации. * * * ЛИТТ Теодор ЛИТТ (Litt)… …   Энциклопедический словарь

  • ЛИТТ (Litt) Теодор — (1880 1962) немецкий философ и педагог, представитель неогегельянства, отчасти философии жизни. Исследовал исторические формы образования и его особенности в условиях современной технической цивилизации …   Большой Энциклопедический словарь

  • Литт Теодор — Литт (Litt) Теодор (27.12.1880, Дюссельдорф, ≈ 16.7.1962, Бонн), немецкий философ идеалист и педагог. Профессор в Бонне (с 1919, затем с 1947) и Лейпциге (1920≈37 и 1945≈47). Работы Л. посвящены преимущественно вопросам культуры, социологии,… …   Большая советская энциклопедия

  • Литт — (Litt)         Теодор (27.12.1880, Дюссельдорф, 16.7.1962, Бонн), немецкий философ идеалист и педагог. Профессор в Бонне (с 1919, затем с 1947) и Лейпциге (1920 37 и 1945 47). Работы Л. посвящены преимущественно вопросам культуры, социологии,… …   Большая советская энциклопедия

  • ЛИТТ — (Litt) Теодор (27.12.1880, Дюссельдорф, 16.7.1962, Бонн), нем. философ и педагог, один из основоположников «педагогики культуры». Учился в Боннском и Берлинском ун тах. В 1904 18 преподавал в гимназиях, в 1914 17 работал в департаменте… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ЛИТТ — Ленинградский индустриальный торфяной техникум …   Словарь сокращений русского языка

  • Литт (Litt), Теодор — (1880 1962)     немецкий философ и педагог, один из основоположников педагогики культуры . Преподавал в гимназиях. Профессор Боннского (1919 и с 1947) и Лейпцигского (1920 37, 1945 47) университетов. Осн. педагогические идеи сформулировал в… …   Педагогический терминологический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»