- ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ
- ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ
-
(от нем. Gestalt — структура, образ, форма, конфигурация) — одно из влиятельных направлений в психологии пер. пол. 20 в. Сформировалось под непосредственным влиянием филос. феноменологии (Э. Гуссерль), утверждавшей, что восприятие мира носит целостный, непосредственный характер, а в его основе лежат интенции субъекта. Др. источником идей Г. являются исследования австр. психолога X. фон Эренфельса, ученика Ф. Брентано, которому удалось открыть не сводимые к сумме элементов гештальт-качества. Впервые принципы Г. были сформулированы М. Вертхаймером в статье «Экспериментальное исследование движения» (1912) как альтернатива структурализму и бихевиоризму. Представители этого направления — Вертхаймер, В. Кёлер, К. Коффка, К. Левин и др. — исходили из предположения, что сложные психологические феномены нельзя разложить на простые ментальные компоненты (структурализм) или цепи стимул — реакция (бихевиоризм). Они доказывали, что адекватное объяснение интеллектуального поведения требует ссылки на внутренние состояния психики и врожденные сложноорганизованные когнитивные структуры, которые формируют наш перцептивный опыт и знание о мире. Свои гипотезы гештальтисты стремились подкрепить многочисленными экспериментальными данными (феномен стробоскопического движения и др.). Согласно их взглядам, наше перцептивное восприятие является целостным, активным и конструктивным процессом, строящимся на динамическом отношении между двумя элементами — воспринимаемой формой (структурой, гештальтом) и фоном (полем восприятия). Форма всегда доминирует, оставаясь при этом неразрывно связанной с менее четко воспринимаемым фоном, на котором она выделяется. Интенция наблюдателя спонтанно связывает форму и фон. Гештальтисты открыли лежащий в основе восприятия закон «хорошей формы», названный Вертхаймером «законом прегнантности», который предрасполагает к выбору наиболее простых, четких, упорядоченных и осмысленных форм.
Мышление Г. также рассматривали как активный конструктивный процесс. Вертхаймер различал продуктивное и репродуктивное мышление. Продуктивное мышление предполагает понимание структурных отношений, присущих проблеме или ситуации, сопровождающееся интеграцией соответствующих частей в динамическое целое. Напротив, репродуктивное мышление сводится лишь к слепому повторению усвоенных реакций применительно к отдельным частям целого. Этот тип мышления не порождает инсайта (Insight — понимание), определенного Кёлером как закрытие психологического поля, где все элементы интегрируются в целостную структуру. Наиболее систематический и прагматический подход к мышлению как решению задач с позиции Г. был разработан К. Дункером, который требовал от испытуемых «Думать вслух», настаивая на необходимости вербализации любой мысли. На основе полученных устных и письменных протоколов Дункер пришел к выводу, что процедуры решения задач могут быть формализованы как поиск средств решения конфликтов между текущими ситуациями и ситуациями, отвечающими желаемым целям. Результаты мыслительных операций он рассматривал как совокупность тесно интегрированных внутренних репрезентаций, которые детализируют находящиеся в противоречии элементы проблемной ситуации. Соответственно, понимание и инсайт определялись им как внутренние когнитивные состояния субъекта, зависящие от качества репрезентаций. Исследования Дункера ясно показали, что при решении проблем субъекты формировали планы, генерировали цели и разрабатывали стратегии, основанные на приобретенном знании. Он также выдвинул концепцию «функциональной закрепленности», которая утверждала, что объекты и идеи вместе с закрепленными за ними функциями становятся частью ситуации по решению задачи, и эта установка препятствует их новому применению.
Гештальтпсихологи внесли большой вклад в развитие психологии прежде всего своими экспериментальными исследованиями особенностей стратегии пространственно-образного, правополушарного мышления и др. явлений, которые нельзя было объяснить с помощью структуралистских и бихевиористских моделей. Однако им не удалось создать какой-то универсальной, последовательной и проверяемой теории. Инструментальные средства и методы, необходимые для адекватного исследования сложных когнитивных функций — восприятия, мышления, решения задач и т.д. — были разработаны позднее в кибернетике, теории информации и компьютерной науке (информатике). Выделив дальнейшее поле исследований, Г. в каком-то смысле предвосхитила революцию в когнитивной науке. Концепции гештальтпсихологов получили широкое применение в различных областях философии и прежде всего в эпистемологии и философии науки для объяснения специфики неявного, личностного знания, механизмов роста научных знаний и научных революций (М. Полани, Т. Кун, П. Фейерабенд, Н. Хэнсон и др.).
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
- ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ
-
(от нем. Gestalt — форма, образ, облик, конфигурация), одно из ведущих направлений в зап.-европ., особенно нем., психологии 1920—30-х гг., крое в противовес атомизму интроспективной психологии (В. Вундт, Э. Б. Титченер) подчёркивало целостный и структурный характер психич. образований. Осн. представители Г.: М. Вертхеймер, В. Кёлер, К. Коффка, а также во многом близкие к ним К. Левин, К. Гольдштейн, X. Груле, К. Дункер и др. Сложившись первоначально на основе исследования зрит, восприятия, Г. распространила затем свои идеи на изучение мышления, памяти, действия, личности и социальной группы.Тезис о принципиальной несводимости целого к сумме составляющих его частей был выдвинут в кон. 19 в. австр. искусствоведом X. Эренфельсом в противовес господствовавшим в то время представлениям ассоцианиз-ма. Специфич. характеристика целого была названа Эренфельсом «геттальткачеством» переживания; она может сохраняться при изменении всех отд. частей (напр., одна и та же мелодия может быть проиграна в разных тональностях или на разной «высоте» и т. п.) и, наоборот, теряться при их сохранении (напр., мелодия, проигранная «с конца») — т. н. критерии гешталь-та, по Эренфельсу. Следующий шаг в развитии Г. (Вертхеймер, 1912) состоял в демонстрации того, что целое вообще нечто другое, нежели сумма «частей», которые выделяются из него посредством «изоляции» (обособления). Далее в работах Кёлера и Вертхеймера было показано, что части целого в собственном смысле суть «функции» или «роли» в нём, т. е. целое имеет функциональную структуру. Структура эта обладает дина-мич. характером, всякий гештальт под действием внутр. сил (которые порождают, поддерживают и восстанавливают определ. тип его организации, а также производят его реорганизацию) стремится перейти в состояние максимально возможного при данных условиях равновесия. Это состояние характеризуется предельно достижимой црегнантностью (от нем. pragnant — чёткий, выразительный) организации гештальта, т. е. её простотой, правильностью, завершённостью, выразительностью и осмысленностью. В качестве языка для описания гештальтов был использован заимствованный из физики аппарат теории поля (Кёлер, 1920), а затем — теории «открытых систем» (Кёлер, 1958).Выдвинутый Г. принцип целостности при анализе психич. явлений был воспринят в последующем развитии психологии; при этом были подвергнуты критике известный физикализм общей концепции Г., игнорирование ею культурно-историч. характера человеч. психики.Кёлер В., Исследование интеллекта человекоподобных обезьян, пер. с нем., М., 1930; К о ф ф к а К., Основы психич. развития, пер. с нем., М.— Л., 1934; Психология мышления, М., 1965; Ярошевский М. Г., История психологии, ?., 19762, гл. 12; Хрестоматия по истории психологии, М., 1980, разд. 2; Kohle г W., Gestalt psychology, ?. ?., 1929; ? ? f-f k a K., Principles of gestalt psychology, N. Y., 1935.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- ГЕШТАЛЬТПСИХОЛО́ГИЯ
-
(от нем. Gestalt – образ, структура, целостная форма) – одно из направлений идеалистич. психологии, возникшее в Германии в 1-й четверти 20 в. и выдвинувшее в качестве осн. объясняющего принципа психологии целостное объединение элементов психич. жизни, несводимое к сумме составляющих, – "гештальт". Филос. основой Г. послужили феноменология Гуссерля, махизм, а также т.н. "философия формы", получившая свое развитие в конце 20-х гг. в работах Г. Фридмана о "морфологическом идеализме". Теория Г. тесно связана также с идеалистич. трактовкой эстетики изобразит. иск-ва (А. Гильдебранд). Подобно другим развившимся в то время направлениям психологии (вюрцбургской школе мышления, лейпцигской школе целостной психологии, бихевиоризму), возникновение Г. явилось реакцией на ассоцианизм (см. Ассоциативная психология) и в какой-то мере на "физиологическую" психологию и способствовало усилению наметившейся тогда дезинтеграции бурж. психологии (начало т.н. кризиса психологии). Приобретавшая все большее распространение идея целостности реализовалась в Г. как целостность динамич. ситуации и ее формальной структуры. Понятие "гештальт" было введено Эренфельсом в 1890 при исследовании им зрит. восприятий. Распространив его впоследствии на др. виды восприятий, Эренфельс вкладывал в него след. содержание: если дается нек-рая последовательность, допустим, слуховых раздражений (тонов), то они воспринимаются не просто как множественность не связанных друг с другом звуков, а как мелодия, представляющая собой определ. структуру, "гештальт" этих звуков. По мнению Эренфельса, специфичность гештальта выражается прежде всего тем, что ему присуще свойство переноса: мелодия остается при переводе из одной тональности в другую, гештальт квадрата сохраняется независимо от размера, положения и окраски последнего и т.д. Однако сам Эренфельс не развил теории Г.; начало ее обычно связывают с появлением работы Вертхеймера (1912), в к-рой уже прямо ставилось под сомнение наличие отд. элементов в акте восприятия. Непосредственно после этого и в особенности в 20-х гг. складывается т.н. берлинская школа Г., представители к-рой Кёлер, Вертхеймер, Коффка, Левин провели ряд плодотворных экспериментальных исследований восприятия. Г. оказала значительное влияние на др. науки, в частности на структурную лингвистику.Берлинская школа Г. просуществовала до 30-х гг., когда значит, часть ее представителей эмигрировала из Германии. Эволюция Г. пошла по пути расширения понятия "гештальт", его универсализации и выхода не только за пределы восприятия [в область мышления и памяти – Коффка, Кёлер, Вертхеймер, Дункер (т.н. "продуктивное мышление")], чувств и потребностей (Левин), психологии развития (Коффка), психофизиология, проблемы (Кёлер), но и за пределы собственно психологии – в область теоретич. физики и физиологии (Кёлер) и даже экономич. отношений (Вертхеймер). Наряду с этим понятие "гештальт" под влиянием развития теории обучения претерпевает определ. изменения в плане слияния его с понятием динамизма, согласно к-рому течение психо-физич. процессов определяется внутренне замкнутыми отношениями (Кёлер, Левин). Как осн. положение об изначальности гештальта, так и др. теоретич. положения Г. были подвергнуты резкой критике мн. психологами и физиологами, напр. И. Павловым, Л. Выготским. В наст. время, несмотря на значит. снижение роли Г., ряд зарубежных психологов стремится использовать ее положение при установлении общих закономерностей восприятия и мышления. Так, напр., А. Мишотт установил, что понятие физич. причинности, по крайней мере в ее механич. форме, феноменалистически наличествует в самом акте восприятия и допускает истолкование в понятиях Г. Школа "генетической эпистемологии" (Ж. Пиаже) стремится использовать результаты работ Г. для обоснования "операциональных" и "формальных" структур мышления. При этом понятия Г. подвергаются существ. переработке.Лит.: Келер В., Исследование интеллекта человекоподобных обезьян, пер. с нем., М., 1930; Коффка К., Основы психологического развития, пер. с нем., М.–Л., 1934; Павловские среды. Протоколы и стенограммы физиологических бесед, [под ред. Л. А. Орбели], т. 2, М.–Л., 1949; Выготский Л. С., Избр. психологические исследования. Мышление и речь, М., 1956; Wertheimer M., Experimentelle Studien über das Sehen von Bewegung, "Z. Psychol, und Physiol. Sinnesorgane", Lpz., Abtl. l, Bd 61, H. 3–4, 1910–11, S. 161–265; Köhler W., Die physischen Gestalten in Ruhe und im stationären Zustand, Braunschweig, 1920; Ehrenfels Ch., Über "Gestaltqualitäten", "Vierteljahrschr. wiss. Philos.", Lpz., 1890, Jg 14, H. 3, S. 249–92; Müller G., Komplextheorie und Gestalttheorie, Göttingen, 1923; Wertheimer M., Über Gestalttheorie. Erlangen, 1925; его же, Gestalt theory, "Social Res.", N. Y., 1944, v. 11, No 1, p. 78–99; его же. Productive thinking, N. Y.–L., 1945; Heidbreder E., Seven psychologies, L., 1933; Koffka K., Principles of gestalt psychology, N. Y., 1935; Köhler W., Gestalt psychology. An introduction to new concepts in modern psychology, N. Y., 1947.M. Роговин. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.