ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ

ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ
ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ
в теории познания свойство познающего субъекта не растворяться в процессе познания и оставаться субъектом также без присутствия объекта (в то время как объект без присутствия субъекта исчезает и становится «вещью»). Важнейшим следствием для-себя-бытия является то, что субъект свою познавательную деятельность может сделать предметом познания. У Гегеля (Энциклопедия, § 91 и далее) для-себя-бытие – «снятие отношения и связи с другим» и «бесконечное возвращение в себя». См. также Санкхья.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ
    ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ (нем. Das Fürsichsein) — категория “Науки логики” Гегеля. Вводится в 3-й главе 1-й книги (“Бытие”). Предшествующее движение категорий уже оставило позади и стадию бытия (Sein) как такового (бытие—ничто—становление), и стадию наличного бытия (Dasein) (наличное бытие—конечность—бесконечность). Категория “для-себя-бытие” отражает то, что качественное бытие завершено, что оно есть “бесконечное возвращение в себя” (Наука логики, т. 1. М., 1970, с. 224). Если бытие начала (“чистое бытие”) лишено определенностей, а наличное бытие является “непосредственно снятым бытием”, осуществляющим лишь первое, предварительное отрицание, то для-себя-бытие есть негативное, обращающееся на самое себя и тем самым “бытие абсолютной определенности” (absolutes Besümmtsein). Оно включает три категориальных стадии: 1) для-себя-бьггие как таковое (с различением моментов бесконечной отнесенности к себе и “быгия-для-одного”, Für-eines-sein); 2) негация бытиядля-иного (Anderssein) как отношение к себе, равенство с собой, что приводит к различению моментов для-себябытия и для-одного-бытия; 3) их единство—“идеальность”. Итак, бесконечное отношение к себе существует только как отрицание отрицания; отношение к себе предполагает другое лишь в качестве снятого. Из становления для-себя-бытия и бытия-для-одного рождается тот момент бытия, который Гегель называет “одно” (das Eins)—исследование качества тем самым переходит в рассмотрение количества. См. также ст. Бытие-для-иного и в-себе-бытие. Н. В. Мотрошилова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ" в других словарях:

  • Бытие-Для-Себя —  Бытие Для Себя  ♦ Pour Soi    «Быть для себя» означает находиться с собой в отношениях, выходящих за рамки простой самоидентичности. Тем самым «бытие для себя» отличается от «бытия в себе», в частности в терминологии Хайдеггера и Сартра. «Быть в …   Философский словарь Спонвиля

  • ДЛЯ СЕБЯ — человеческое бытие, наделенное сознанием, в противовес реальности, внешней по отношению к сознанию «в себе»). Первоначально этот термин использовали Фихте и Гегель для обозначения рефлективного характера человеческого поведения, в результате чего …   Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

  • «ДЛЯ СЕБЯ» — человеческое бытие, наделенное сознанием, в противовес реальности, внешней по отношению к сознанию (в себе). Первоначально этот термин использовали Фихте и Гегель для обозначения рефлективного характера человеческого поведения, в результате чего …   Философский словарь

  • “БЫТИЕ И НИЧТО. Очерк феноменологической онтологии” —     “БЫТИЕ И НИЧТО. Очерк феноменологической онтологии” (L être et le néant. P., 1934) первая и одна из главных работ Ж. П. Сартра.     Вслед за М. Хайдеггером, который в работе “Бытие и время” (1927) сделал попытку превратить феноменологическую… …   Философская энциклопедия

  • «БЫТИЕ И НИЧТО» — Очерк феноменологической онтологии» (L’кtre et le neant. P., 1934) – первая и одна из главных работ Ж. Д. Сартра.     Вслед за М.Хайдеггером, который в работе «Бытие и время» (1927) сделал попытку превратить феноменологическую концепцию своего у …   Философская энциклопедия

  • БЫТИЕ И ВРЕМЯ — ’БЫТИЕ И ВРЕМЯ’ (‘Sein und Zeit’, 1927) основная работа Хайдеггера. На создание ‘Б.иВ.’, как традиционно полагается, повлияли две книги: работа Брентано ‘Значение бытия согласно Аристотелю’ и ‘Логические исследования’ Гуссерля. Первая из них… …   История Философии: Энциклопедия

  • БЫТИЕ — филос. понятие, обозначающее наличие явлений и предметов самих по себе или как данности в сознании, а не содержательный их аспект. Может пониматься как синоним понятий «существование» и «сущее» или же отличаться от них теми или иными смысловыми… …   Философская энциклопедия

  • БЫТИЕ И НИЧТО. ОПЫТ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ ОНТОЛОГИИ — ’БЫТИЕ И НИЧТО. Опыт феноменологической онтологии’ (‘L Etre et le néant. Essai d ontologie phénoménologique’. Paris, 1943) основное философское произведение Сартра, развернуто и целостно излагающее и обосновывающее фундаментальные онтологические… …   История Философии: Энциклопедия

  • БЫТИЕ-ДЛЯ-ИНОГО И В-СЕБЕ-БЫТИЕ —     БЫТИЕ ДЛЯ ИНОГО И В СЕБЕ БЫТИЕ (нем. Sein für Anderes и Ansichsein) категории “Науки логики” Гегеля. Вводятся во 2 й главе 1 го раздела. Категориальная группа, в которую входят эти понятия, обозначается словом “реальность” (Realität). Связь… …   Философская энциклопедия

  • Бытие и ничто — fr:L Être et le Néant Автор: Жан Поль Сартр Жанр …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»