- ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ
- ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ
-
в теории познания свойство познающего субъекта не растворяться в процессе познания и оставаться субъектом также без присутствия объекта (в то время как объект без присутствия субъекта исчезает и становится «вещью»). Важнейшим следствием для-себя-бытия является то, что субъект свою познавательную деятельность может сделать предметом познания. У Гегеля (Энциклопедия, § 91 и далее) для-себя-бытие – «снятие отношения и связи с другим» и «бесконечное возвращение в себя». См. также Санкхья.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
- ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ
-
ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ (нем. Das Fürsichsein) — категория “Науки логики” Гегеля. Вводится в 3-й главе 1-й книги (“Бытие”). Предшествующее движение категорий уже оставило позади и стадию бытия (Sein) как такового (бытие—ничто—становление), и стадию наличного бытия (Dasein) (наличное бытие—конечность—бесконечность). Категория “для-себя-бытие” отражает то, что качественное бытие завершено, что оно есть “бесконечное возвращение в себя” (Наука логики, т. 1. М., 1970, с. 224). Если бытие начала (“чистое бытие”) лишено определенностей, а наличное бытие является “непосредственно снятым бытием”, осуществляющим лишь первое, предварительное отрицание, то для-себя-бытие есть негативное, обращающееся на самое себя и тем самым “бытие абсолютной определенности” (absolutes Besümmtsein). Оно включает три категориальных стадии: 1) для-себя-бьггие как таковое (с различением моментов бесконечной отнесенности к себе и “быгия-для-одного”, Für-eines-sein); 2) негация бытиядля-иного (Anderssein) как отношение к себе, равенство с собой, что приводит к различению моментов для-себябытия и для-одного-бытия; 3) их единство—“идеальность”. Итак, бесконечное отношение к себе существует только как отрицание отрицания; отношение к себе предполагает другое лишь в качестве снятого. Из становления для-себя-бытия и бытия-для-одного рождается тот момент бытия, который Гегель называет “одно” (das Eins)—исследование качества тем самым переходит в рассмотрение количества. См. также ст. Бытие-для-иного и в-себе-бытие. Н. В. Мотрошилова
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.