“БЫТИЕ И НИЧТО. Очерк феноменологической онтологии”

“БЫТИЕ И НИЧТО. Очерк феноменологической онтологии”
“БЫТИЕ И НИЧТО. Очерк феноменологической онтологии”
    “БЫТИЕ И НИЧТО. Очерк феноменологической онтологии” (L'être et le néant. P., 1934)—первая и одна из главных работ Ж.-П. Сартра.
    Вслед за М. Хайдеггером, который в работе “Бытие и время” (1927) сделал попытку превратить феноменологическую концепцию своего учителя Э. Гуссерля из методологической программы в онтологическую конструкцию, в книге “Бытие и ничто” Сартр представил основные принципы и понятия такого учения о бытии, которое, будучи онтологией, вместе с тем не было бы вариантом традиционной философской “метафизики”. Поэтому он отказывается от традиционной трактовки понятия бытия как такой реальности, которая существует вне и независимо от сознания и начинает с постановки вопроса о бытии. Такое начало означает конституирование бытия в качестве предмета, существующего для человека как существа, способного задавать вопросы. Это значит, что “основным вопросом” онтологии как учения о предметном мире является вопрос о смысле бытия: контуры бытия как предметной сферы человека определены интересом человека, и бытие тем самьм коррелятивно человеку, который оказывается и субъектом, и центром собственного предметного мира. Тема “допредметиого” (или “”сверхпредметного”) оказывается исключенной из рассмотрения, “вынесенной за скобки” феноменологической онтологии. Соответственно оказываются пересмотренными все понятия онтологии: так, “в-себе-бытие” (т. е. бытие, существующее независимо от субъекта, подобно кантовской “вещи-в-себе”) превращается в онтологии Сартра в сферу безразличного для человека, тождественную “Ничто” (поскольку отсутствует интерес, то нет интенциональных актов, конституирующих отличные друг от друга предметы). Человек, который ничем не интересуется, тем самым лишен и предметного мира. Впрочем, субъектом он все-таки остается, поскольку оказывается окруженным “Ничто”. Тождественное этому “Ничто” “в-себе-бытие” — остаточное образование, коррелятивное сознанию такого человека, который испытывает по отношению ко всему лишь скуку или отвращение.
    “Для-себя-бытие” — это бытие человека, которое определено его сознанием. В противоположность “плотному” “всебе-бытию” “для-себя-бытие” обладает различиями, поскольку изначальный акт рефлексии есть отношение к себе как предмету: поэтому сознание есть сразу и “в-себе”, “дяя-себя” (т. е. и “я сам”, и “иное”). Этот изначальный рефлексивный акт есть акт отрицания: предметный мир есть “не-Я”, и наоборот. Рефлексивное отношение открывает возможность последовательных деконструкций бытия, и весь дальнейший процесс конституирования предметности развивается как последовательность негоции, отрицаний (поскольку любое определение есть отрицание, огличение от Иного). Способность “обращать в ничто” — это принципиальное свойство сознания (специфика бытия человека как “для-себя-бытия”), и человек—единственное существо, способное к этому: с ним “Ничто” “приходит в мир”. И это “Ничто” есть “его собственное Ничто”— поскольку весь предметный мир коррелятивен сознанию, конституирующему его посредством собственных интенциональных актов. Теме “Ничто” и анализу механизмов негоции посвящена первая часть книги Сартра (“Проблема Ничто”).
    Анализ негоции оказывается вместе с тем определением человеческой экзистенции, поскольку она несет в себе собственное отрицание. Представление экзистенции Сартр дает во 2-й части книги. “Механизмом” этого (рефлексивного) способа человеческого бытия является проект, посредством которого человек отрицает самого себя как настоящее и оказывается обращенным в будущее. Благодаря такой способности человек оказывается “времяобразующим” существом—в нем, в его специфическом способе бытия объединены прошлое, настоящее и будущее.
    3-я часть книги посвящена анализу “бытия-для-другого” как важнейшему аспекту “онтологии субъективности”. В 1й главе обсуждается тема “существования другого” под углом зрения феноменологии, т. е. в плане тех перемен в обсуждении проблемы интерсубъективности, которые произошли в послегегелевской западной философии. Сартр сопоставляет свою позицию с позициями Гегеля, Гуссерля и Хайдеггера, уделяя особое внимание онтологической характеристике “взгляда” (поскольку именно “взгляд” Другого открывает “мне” его существование “как Другого”). 2-я глава посвящена анализу собственной телесности человека как онтологической характеристики. В 3-й главе рассмотрены “конкретные отношения с Другим”: “любовь”, “язык”, “мазохизм”, “безразличие”, “желание”, “ненависть”, “садизм”, “совместное бытие” и существование в качестве “мы”.
    4-й раздел книги—“Иметь, быть и действовать”. Здесь в центре внимания Сартра тема свободы: она предстает как первейшее условие человеческой активности. Специфика человеческой активности состоит в том, что в жизненных ситуациях человек осуществляет свободный выбор собственной позиции (своего “Я”), потому свобода оказывается неразрывно связанной с ответственностью. Здесь же предложен своеобразный вариант “экзистенциального психоанализа”, где рассмотрена связь между “делать” и “быть”.
    В кратком заключении представлена оппозиция двух онтологических установок—традиционной метафизики и “онтологии субъективности”, а также следующие из принятия 2-й установки “моральные перспективы”.
    Содержание этой книги, написанной в форме традиционного философского трактата (структура которого выглядит как нарочитое подражание Гегелю) в более популярной форме представлено в многочисленных философских эссе Сартра и его литературных произведениях. Так, теме бытия и экзистенции посвящен его роман “Тошнота”, новеллы “Стена”, “Комната”, “Интим”; тема свободы—в фокусе трехтомного романа “Дороги свободы”, пьес “Мухи”, “Дьявол и Бог”. См. также статью Ж.-П. Сартр и литературу к этой статье.
    А, Ф. Зотов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "“БЫТИЕ И НИЧТО. Очерк феноменологической онтологии”" в других словарях:

  • «БЫТИЕ И НИЧТО» — Очерк феноменологической онтологии» (L’кtre et le neant. P., 1934) – первая и одна из главных работ Ж. Д. Сартра.     Вслед за М.Хайдеггером, который в работе «Бытие и время» (1927) сделал попытку превратить феноменологическую концепцию своего у …   Философская энциклопедия

  • САРТР — (Sartre) Жан Поль (1905 1980) французский философ, писатель и драматург. Один из влиятельных представителей экзистенциальной философии и создатель экзистенциального психоанализа. Окончил Высшую Нормальную школу (1929). В 1929 1939 и 1941 1944 гг …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • САРТР Жан Поль — (21.6.1905, Париж, 14.4.1980, там же), франц. писатель, философ, обществ, деятель. Окончил Высшую нормальную школу (1929), преподавал философию в провинциальных лицеях. Роман «Тошнота» (1938). и сб. рассказов «Стена» (1939). способствовали его… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • САРТР (SARTRE) Жан Поль — (1905 1980) франц. философ, романист, драматург, литературный критик, политический теоретик. Один из главных представителей франц. феноменологии, основатель атеистического экзистенциализма. В разработке основных тем своего философствования С.… …   Современная западная философия. Энциклопедический словарь

  • Сартр, Жан-Поль — Жан Поль Сартр Jean Paul Sartre …   Википедия

  • Ж. П. Сартр — Жан Поль Сартр Jean Paul Sartre Дата и место рождения: 21 июня, 1905 (Париж, Франция) Дата и место смерти …   Википедия

  • Жан-Поль Сартр — Jean Paul Sartre Дата и место рождения: 21 июня, 1905 (Париж, Франция) Дата и место смерти …   Википедия

  • Жан Поль Сартр — Jean Paul Sartre Дата и место рождения: 21 июня, 1905 (Париж, Франция) Дата и место смерти …   Википедия

  • Жан Сартр — Жан Поль Сартр Jean Paul Sartre Дата и место рождения: 21 июня, 1905 (Париж, Франция) Дата и место смерти …   Википедия

  • Сартр — Сартр, Жан Поль Жан Поль Сартр Jean Paul Sartre Дата рождения: 21 июня 1905(1905 06 21) …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»