ДИТРИХ ФРЕЙБЕРГСКИЙ

ДИТРИХ ФРЕЙБЕРГСКИЙ
ДИТРИХ ФРЕЙБЕРГСКИЙ
(Dietrich von Freiberg)
(род. ок. 1250, Фрейберг, Саксония – ум. после 1310) – нем. естествоиспытатель и натурфилософ. Исследовал физическую природу радуги. В своих философских взглядах, испытавших сильное влияние неоплатонизма, был приверженцем метафизики света и предшественником мистиков (особенно Мейстера Экхарта), напр. в своем учении об «отрешенности богоподобного духа» – места «блаженного созерцания» Бога.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

ДИТРИХ ФРЕ́ЙБЕРГСКИЙ
или Теодорик Тевтонский (Dietrich von Freiberg, Theodoricus Teutonicus) (p. ок. 1250 – ум. после 1310), – cp.-век. нем. философ. Магистр теологии. Несмотря на свою принадлежность к доминиканскому ордену, Д. Ф. разошелся в ряде пунктов с офиц. доктриной ордена – томизмом. В его философии (из 35 написанных им трактатов 12 посвящены общефилософским и 6 логич. проблемам) сильны элементы неоплатонизма, к-рые он воспринял как непосредственно от античных авторов (Прокл), так и через посредство христианских и араб. мыслителей. Неоплатонич. учение об эманации Д. Ф. попытался (довольно внешне) согласовать с учением о творении мира богом. Учение о познании роднит Д. Ф. как с августино-платоновским направлением, так и с араб. неоплатонизмом и аристотелизмом: совокупность вечных априорных истин, или "свет первой истины", характеризуется как достояние сверхиндивидуального "действующего разума" (intellectus agens), с к-рым человек приходит в соприкосновение в процессе индивидуального познания. Д. Ф. характеризовал также этот "действующий разум" по-августиновски, как "сокровенную часть ума" (abditum mentis).
Учение о познании Д. Ф. и, в частности, представление об abditum mentis оказало влияние на нем. мистику – Экхарта и Таулера.
Д. Ф. принадлежит ряд соч. естеств.-науч. характера. Наиболее важным из них является трактат "О радуге" ("De iride"). В нем дано объяснение первой и второй радуги, развитое вновь в 17 в. М. А. де Доминисом и Декартом. В познании природы Д. Ф. придавал большое значение наблюдению и опыту, подобно своим старшим современникам Р. Бэкону и Витело.
Соч. см. всерии: Beiträge zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters, Bd 12, H. 5–6, Münster, 1914; Bd 20, H. 5, Münster, 1922.
Лит.: Krebs E., Meister Dietrich. Sein Leben, seine Werke, seine Wissenschaft, Münster, 1906 (Beiträge zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters, Bd 5, H. 5–6); Crombie A. C., Robert Grosseteste and the origins of experimental science. 1100–1700, Oxf., 1953 (гл. 9, Experimental method and Theodoric of Freiberg's explanation of the rainbow, p. 233–259); Ley H., Studie zur Geschichte des Materialismus im Mittelalter, В., 1957; Wallace W. Α., The scientific methodology of Theodoric of Freiberg: a case study of the relationship between science and philosophy, Fribourg, Switzerland, 1959.
В. Зубов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

ДИТРИХ ФРЕЙБЕРГСКИЙ
    ДИТРИХ ФРЕЙБЕРГСКИЙ, или Теодорик Тевтонский (Dietrich von Freiberg, Theodoricus Teutonicus de Vriberg) (ок. 1250, возможно, Фрейберг, Саксония— после 1310),— немецкий богослов, философ и ученый-оптик, монах-доминиканец, провинциал ордена в Германии (с 1293). Магистр теологии и преподаватель Парижского университета (с 1296/97). Главный философский труд—трилогия “О трех затруднительных вопросах” (De tribus difficilibus quaestionibus): “О блаженном узрении” (De visione beatifica), “Об одушевленности неба” (De animatione caeli), “Об акциденциях” (De accidentibus).
    Стараясь согласовать неоплатоническое учение об эманации с христианским креационизмом с помощью идеи вечного творения мира Богом, Дитрих Фрейбергский, ссылаясь на Псевдо-Дионисия Ареопагита, выстраивает иерархическую цепочку уровней бытия, истекающую от Бога при посредстве Единого-Слова. Его учение о познании '(“Об интеллекте и интеллигибельном”) родственно августиновскому и арабскому иллюминационизму. В отличие от потенциального интеллекта, пассивно восприемлющего интеллигибельные формы (Дитрих отождествляет его и “сокровенное ума” — abditum mentis — Августина), деятельный интеллект сам порождает и актуально постигает интеллигибельное, в т. ч. и собственную сущность, просвещаясь светом вечных божественных истин. А т. к. сущность его есть образ и подобие (exemplar et similitude) бытия всего познаваемого, то деятельный интеллект знает все другие вещи так же, как он знает себя самого, и в таком же простом акте. Таково же и знание о мире Бога, который также в себе есть все бытие. Это учение оказало влияние на немецкую мистику (Экхарт, Таулер). Естественно-научные сочинения Дитриха являют собой классическое сочетание метафизики света, оптики и математического стиля мышления. Придавая большое значение опыту, он исследует свойства линз, изучает образование цветов (“О цветах”), природу и поведение света (“О свете и его происхождении”, эксперименты по дисперсии в кристаллах). По-видимому, именно Дитрих первым дал верное объяснение устройства и причин возникновения радуги, заявив, что преломление света происходит в каждой отдельной капле (“О радуге и воздействиях лучей”), Соч.: Theodorici opera omnia, ed. K. Rasch (Coipus Philosophorum Teutomcorom Med. Aevi, II). Hamb., t. 1-4, 1977-85.
    Лит.: Krebs E. Meister Dietrich. Sein Leben, seine Werke, seine Wissenschaft.- Beiträge zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters, Bd. V, Hefte 5-6. Münster, 1906; Mirschmidt f. Dietrich von Freiberg. Über den Regenbogen und die durch Strahlen erzeugten Eindrücke.— Ibid., Bd. XII, Hefte 5—6. Münster, 1917; Mojsisch B. Die Theorie des Intellekts bei Dietrich von Freiberg. Hamb., 1977; Witiace W. A. The scientific methodology of Theodoric of Freiberg: a case study of the relationship between science and philosophy (“Studia Friburgensia”, n.f., 26). Fribourg-Switzerland, 1959.
    A. М. Шишков
    Д И ФФУЗИОНИЗ M— направление в этнографии, культурологии и социологии, объясняющее социокультурное развитие отдельных народов процессами заимствова
    ния и распространения социальных, политических, культурных образцов из одних географических центров в другие через международные контакты (торговлю, завоевание, переселение, добровольное подражание). При таком подходе внешнее влияние рассматривается в качестве доминирующего фактора социокультурного развития общества. Опираясь на понятие культурной диффузии, т. е. пространственного перемещения культурных явлений, диффузионизм представляет культурно-исторический процесс как явление столкновения, заимствования и переноса культур. Центральной проблемой при изучении развития общества становится в этом случае проблема взаимодействия между отдельными социокультурными общностями, их способность к усвоению культурных нововведений, к адаптации опыта других культур, т. е. проблема межкультурного общения и диалога.
    Становление и развитие диффузионистских теорий в нач. 20 в. можно рассматривать как реакцию на доминирование в социальных науках эволюционизма, объясняющего развитие общества законами органической эволюции и недооценивающего значение межкультурных связей. В качестве основных направлений диффузионизма выделяют теорию культурных кругов Ф. Гребнера, “морфологию культуры” Л. Фробениуса, теории культурного центра У. Перри и Г. Эллиота-Смита, а также культурно-историческую школу В. Шмидта. Диффузионистские концепции повлияли на становление современных евроцентричных теорий модернизации развивающихся стран (см. Европоцентризм, Вестернизация). Но, акцентируя внимание на межкультурном общении как основе социального развития, диффузионизм ставит задачей сравнительное исследование различных культур и пытается ответить на вопрос о конкретных культурно-исторических связях между народами. Поэтому наработанные в рамках диффузионистских теорий знания имеют в современных условиях особую познавательную ценность.
    Я. И. Шастик

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ДИТРИХ ФРЕЙБЕРГСКИЙ" в других словарях:

  • МЕТАФИЗИКА СВЕТА — (нем. Lichtmetaphysik) историко философский термин, относящийся к устоявшейся в рамках позднеантичнои и средневековой культуры системе теологических, филос. и естественно научных представлений о свете как объединяющем в себе все сущее… …   Философская энциклопедия

  • Схоластика — У этого термина существуют и другие значения, см. Схоластик (значения). Статья является частью цикла о Схоластике …   Википедия

  • НЕОПЛАТОНИЗМ — последний этап развития антич. платонизма. Основателем Н. обычно считают Плотина (3 в.) или его учителя Аммония. Н. замыкает средний платонизм, вбирает в себя неопифагореизм и использует аристотелизм в качестве введения гл.обр. логического в… …   Философская энциклопедия

  • СХОЛАСТИКА — (лат. scholastica, от греч. scholastikos школьный, ученый) тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к… …   Философская энциклопедия

  • ТОМИЗМ — (от лат. Thomas Фома) направление в схоластической философии и теологии католицизма, порожденное влиянием Фомы Аквинского. Для Т. в целом характерно стремление соединить строго ортодоксальную позицию в религиозных вопросах с подчеркнутым… …   Философская энциклопедия

  • Фома Аквинский — В Википедии есть статьи о других людях с именем Фома (значения). Фома Аквинский Thomas Aquinas …   Википедия

  • Бритва Оккама — Статья является частью цикла о Схоластике …   Википедия

  • Номинализм — (лат. nominalis  относящийся к именам, именной, от nomen  имя)  философское учение, согласно которому названия таких понятий, как «животное»,  «эмоция»  это не собственные имена цельных сущностей, а общие имена… …   Википедия

  • Пьер Абеляр — Pierre Abailard …   Википедия

  • Гильберт Порретанский — фр. Gilbert de la Porré, лат. Gislebertus Pòrretanus Дата рождения: 1085(1085)/1090 Место рождения …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»