- Д'АЛАМБЕР
- Д'АЛАМБЕР
-
Д'АЛАМБЕР (D'Alembert) Жан Лерон (род. 16 нояб. 1717, Париж – ум. 29 окт. 1783, там же) – франц. естествоиспытатель; вместе с Дидро издавал Энциклопедию, во введении к которой («Discours preeliminaire», 1751) он провозглашает наступление эры естественных наук. Был первым представителем позитивизма (см. ПОЗИТИВИЗМ ФИЛОСОФСКИЙ). В области математики уделял большое внимание решению дифференциальных уравнений. Согласно положению Д'Аламбера, развитому им в «Traite de dynamique» (1743), движение твердых тел сводится к движению отдельных частиц массы.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
- Д'АЛАМБЕ́Р
-
(D'Alembert), Жан Лерон (16 нояб. 1717 – 29 окт. 1783) – франц. математик и философ-просветитель периода подготовки франц. бурж. революции 1789–94. Член Парижской АН (с 1751). Д'А. работал вместе с Дидро над созданием "Энциклопедии", в к-рой, следуя в основном Ф. Бэкону, дал классификацию наук. В "Энциклопедии" Д'А. вел отделы математики и физики. В 1757, не выдержав преследований реакции, отошел от издания "Энциклопедии".Из его филос. работ наиболее важное значение имеют вступит. статья к "Энциклопедии" – "Очерк происхождения и развития наук" ("Discours préliminaire de l'Encyclopédie", 1751, рус. пер. в кн.: "Родоначальники позитивизма", 1910) и "Элементы философии" ("L'Essai sur les éléments de philosophie...", 1759). Д'А. боролся против феод.-клерикального мировоззрения, но не поднялся до материализма и атеизма Дидро, Гольбаха, Гельвеция, Ламетри. Ограниченность мировоззрения Д'А. наиболее резко выражена в его теоретико-познават. взглядах. Следуя Локку, Д'А. склонялся к сенсуализму, но воздерживался от материалистич. решения осн. вопроса философии. Д'А. признавал наличие в человеке особой, отличной от материи субстанции – сознания. Д'А. распространял свой скептицизм и на религию; он сомневался в существовании бога, но не стал на позиции атеизма. В отличие от франц. материалистов, Д'А. считал, что существуют неизменные, не зависящие от обществ. среды нравств. принципы. Д'А. защищал бурж. собственность и выступал против феод. собственности как против несправедливого распределения богатств между людьми. Взгляды Д'А. по вопросам теории познания и религии были подвергнуты критике со стороны Дидро в произведениях "Сон Д'Аламбера" (1769), "Разговор Д'Аламбера и Дидро" (1769) и др. Д'А. принадлежат также работы по вопросам муз. теории и муз. эстетики. Наиболее важной из них является трактат "О свободе музыки" ("De la liberté en musique"), в к-ром подведены итоги т.н. войны буффонов – острой идеологич. борьбы во Франции вокруг вопросов оперного иск-ва. Д'А. доказывал, что музыка способна реалистически выражать разнообразные явления действительности.Д'А. достиг крупных результатов в области математики, гидродинамики и астрономии.Соч: Oeuvres, t. 1–5, P., 1821–22; в рус. пер. – Динамика, М.–Л., 1950; Извлечение из мемуара "О равновесии жидкостей", в кн.: Клеро Α., Теория фигуры Земли, основанная на началах гидростатики, [Л.], 1947; О фигуре Земли, там же.Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955, с. 61–64, 70; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14; Литвинова Е. Ф., Даламбер. Его жизнь и научная деятельность, СПБ, 1891; История философии, т. 2, [М.], 1941, с. 353–55; Muller M., Essai sur la philosophie de Jean d'Alembert, P., 1926.M. Цебенко. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- Д'АЛАМБЕР
-
Д'АЛАМБЕР (D'Alembert) Жан-Лерон (16 ноября 1717, Париж—29 октября 1783, Париж) — французский философ-просветитель и математик. Вместе с Дидро был главным редактором (1751—58) “Энциклопедии”, где вел также физический и математический отделы. Уход с поста главного редактора в 1758 стал следствием общественного скандала после публикации в 7-м томе ст. Д'Аламбера “Женева”, где он противопоставил нравственную чистоту и религиозность женевских граждан и пасторов жестокости и фанатизму иезуитов. Высказанная в статье мысль о том, что театры способствуют формированию нравственности, вызвала резкий простеет Руссо (“Письмо к Д'Аламберу о зрелищах”), отрицательно относившегося к достижениям цивилизации, в т. ч. к наукам и искусствам. Продолжая после 1758 руководить физико-математическим отделом “Энциклопедии”, Д'Аламбер написал для нее ряд статей по математике.Философские взгляды Д'Аламбера изложены в работах “Элементы философии” (L'Essai sur les éléments de philosophie... 1759) и “Очерк о происхождении и развитии наук” (вступительная статья к “Энциклопедии”, 1751, рус. пер. 1910). Вслед за Ф. Бэконом Д'Аламбер хотел представить наиболее полную классификацию наук, основывающуюся на отличии воображения от памяти и рассудка. Наряду с качественно однородной материей Д'Аламбер признавал нематериальную активную субстанцию, проявляющуюся в духовной деятельности человека; ощущения зависят от воздействия этого духовного начала, составляющего суть человеческого Я. Отрицая возможность проникновения мыслью в сущность вещей, свое сомнение он распространял и на существование Бога. Философские взгляды Д'Аламбера были подвергнуты критике Дидро в его знаменитой трилогии (“Разговор Д'Апамбера с Дидро”, “Сон Д'Аламбера”, “Продолжение разговора”). Политические убеждения Д'Аламбера были умеренными: он выступал против феодально-сословной иерархии и в защиту “справедливой” собственности представителей третьего сословия. Он ориентировался на просвещенную монархию, состоял в переписке с Екатериной II и даже был приглашен ею на роль воспитателя наследника Павла.Д'Аламбер внес серьезный вклад в развитие фундаментальных принципов современной механики, его труды вместе с работами Эйлера, братьев Бернулли и Клеро заложили основания математической физики. Ему принадлежат классические работы по теории движения жидкости, задаче трех тел, нутации Земли, движению Луны, движению ветра, по теории музыки и др. В механике стремился обойтись без понятия силы, имевшего для него сильный “метафизический привкус”. Математические работы Д'Аламбера основаны на принципе непрерывности Лейбница, позволившем ему ближе всего подойти к современному пониманию предела.Д'Аламбер был почетным секретарем Французской академии, Академии наук и большинства научных академий Европы.Соч.; Oeuvres complètes, t. 1—5. P., 1821—22; Traité de l'équilibre et du mouvement des fluides. P., 1944; Динамика. M.—Л., 1950. Лит.: Литвинова Ε. Φ. Д'Аламбер. Его жизнь и научная деятельность. СПб., 1891; Вилечтнер Г. История математики от Декарта до середины XIX столетия. М., 1966; Добровольский В. А. Д'Аламбер. М., 1968; Briggs J. M. D'Alembert: Mechanics, Matter and Morals. N. Y.. 1962.Г. Б. Длугм
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.