- ГРИН
- ГРИН
-
(Green) Томас Хилл (7.4.1836, Биркин, Йоркшир,— 26.3.1882, Оксфорд), англ. философ-идеалист, представитель неогегельянства. Под влиянием нем. классич. идеализма, в особенности философии Гегеля, выступил против господствовавшего в Великобритании позитивизма (Дж. Милль, Спенсер), призывая от традиций, идущих от Локка и Юма, повернуть к философии абс. идеализма. Г. утверждал, что действительность — это система отношений, продуцируемая «всеобщим сознанием», богом, по отношению к которому индивидуальное сознание является вторичным. В этике, признавая свободу воли, Г. выступал против утилитаризма, понимая мораль как самоопределение индивидуальной воли, соотносящей себя с требованиями существующего общества. Прогресс общества Г. сводил к прогрессу самосознания личностей. Соч. Г. опубликованы посмертно.Works, V. 1 — 3, L., 19063.Д е б о л ь с к и й Н. Г., Г., как метафизик, в сб.: Новые идеи в философии, сб. 17, СПБ, 1914; Богомолов А. С., Бурж. философия США 20 в., М., 1974; L a m o n t W. D., Introduction to Green's moral philosophy, L., [1934]; Richter M., The politics of conscience: T. H. Green and his age, Camb., 1964.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- ГРИН
-
ГРИН (Green) Томас Хилл (род. 7 апр. 1836, Беркин, Йоркшир – ум. 26 марта 1882, Оксфорд) – англ, философ. Способствовал распространению идей Канта в англ, философии, в особенности его критического мышления. Носителем познавательной деятельности он, исходя из способности познания пронизывать все и связывать, считал «бесконечный субъект», сознание, в котором «участвует» единичный рассудок; в своей этике проповедовал свободу человеческой воли от материального принуждения. Осн. его произв. изданы в «Works of Т. Green», 3 vol., 18851888.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
- ГРИН
-
(Green), Томас Хилл (7 апр. 1836 – 26 марта 1882) – англ. бурж. философ-идеалист; проф. Оксфордского университета. Находился под влиянием немецкого классического идеализма, из которого, однако, воспринял диалектич. метод. В своих лекциях и во "Введении к трактатам Юма" ("General introduction to Hume's Treatise", 1874) Г., с позиции идеалистич. рационализма, выступил против господствовавших в Англии эмпиризма и позитивизма (Милль, Спенсер), призывая от традиций Локка и Юма повернуть к объективному идеализму. Предметом познания, согласно Г., является "идеальная реальность", как система "мысленных отношений", в основе к-рой лежит "всеобщее сознание", бесконечный субъект, бог. В этике Г. критиковал утилитаризм, основывая мораль на идеях духовной свободы как самоопределения индивидуальной воли в соответствии с моральным идеалом. Гос-во рассматривал как воплощение "всеобщей воли". Прогресс общества сводил к прогрессу самосознания личностей.Соч.: Prolegomena to ethics, 5 ed., Oxf., [1929]; Lectures on the principles of political obligation, L.–N. Y., 1901; Works, v. 1–3, ed. by R. L. Nettleship, 2 ed., L.–N. Y., 1889–90.Лит.: James G. F., Th. H. Green und der Utilitarismus, Halle-Saale, 1894; Fairbrother W. H., The philosophy of Th. H. Green, 2 ed., L., 1900; Sidgwick Η., Lectures on the ethics of T. H. Green, L., 1902; Chin Y. L., The political theory of Th. H. Green, N. Y., 1920; Lamont W. D., Introduction to Green's moral philosophy, L., [1934].Б. Быховский. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- ГРИН
-
ГРИН (Green) Томас Хилл (7 апреля 1836, Биркин, Йоркшир—26 марта 1882, Оксфорд) — английский философ, представитель неогегельянства. С 1878 — профессор моральной философии в Оксфорде. Под влиянием немецкого классического идеализма, в особенности философии Гегеля, выступил против господствовавшего в Великобритании позитивизма (Дж. Милль, Спенсер), призывая от традиций, идущих от Локка и Юма, повернуть к философии абсолютного идеализма. Грин утверждал, что действительность—это система отношений, продуцируемая “всеобщим сознанием”. Богом, по отношению к которому индивидуальное сознание является вторичным. В этике, признавая свободу воли, он выступал против утилитаризма, понимая мораль как самоопределение индивидуальной воли, соотносящей себя с требованиями существующего общества. Прогресс общества Грин сводил к прогрессу самосознания личностей. Его сочинения опубликованы посмертно.Соч.: Works, v. 1-3, L., 1906.Лт•.: Дебольский Н. Г. Грин, как метафизик.—В сб.: Новые идеи в философии, сб. 17. СПб., 1914; Богомолов А. С. Буржуазная философия США 20 в. М., 1974; Lamont W. D, Introduction to Green's moral philosophy. L., (1934]; Richter M. The politics of conscience: T. Н. Green and his age. Cambr., 1964.A. Ф. Грязное
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.