- ГЕРБАРТ
- ГЕРБАРТ
-
(Herbart) Иоганн Фридрих (4.5.1776, Оль-денбург,— 14.8,1841, Гёттинген), нем. философидеалист и педагог. Рано сложившаяся философия Г. («Осн. моменты метафизики и логики» — «Hauptpunkte der Metaphysik und Logik», 1807) явилась развитием идей Канта в направлении филос. реализма, с включением многих важных элементов философии Лейбница. Осн. филос. соч. Г.— «Общая метафизика с началами филос. учения о природе» («Allgemeine Metaphysik, nebst den Anfangen der philosophischen Naturlehre», Bd l—2, 1828—29). В центре метафизики Г.— понятие «вещи в себе», отличное от кантовского: посредством критики обыденного понятия «вещи» Г. приходит к понятию «реала» кал конечного элемента и носителя бытия (наподобие монады у Лейбница). Обыденное понятие вещи соответствует комплексу простых сущностей, путь к познанию которых открывают свойства вещи, данные в ощущении. Т. о., явленная вещь есть более или менее постоянная связь (Г. называет эту часть метафизики си-нехологией; от греч. /? — связность, непрерывность) простых сущностей, находящихся в «интеллигибельном пространстве». В отличие от «феноменального пространства», т. е. поля представлений, заключённого в нашей душе, «интеллигибельное пространство» у Г.— это абстрактное понятие, сопоставимое с понятием пространства в · математике. Среди моментов, сближающих Г. с позитивизмом 1-й пол. 19 в. и удаляющих его от диалектики нем. классич. идеализма,— определ. математизация философии на фоне характерного для Г. сочетания эмпиризма, психологизма и отвлечённой спекуляции. Аналогичная математизация имеет место и в психологии Г. с её анализом «души» и «Я» как понятий, которые, подобно «вещи», подвергаются критич. рассмотрению. «Душа», по Г., — «простая реальная сущность», и Г. рассчитывает абстрактные формулы, согласно которым сосуществуют в единстве сознания различные представления души (Г. пользуется при этом терминами «торможение», «вытеснение» и др.). Математич. методы не находят, однако, здесь адекватного для себя материала — одно из свидетельств разнородности филос. начал Г. Философия Г. не получила в Германии широкого распространения. Напротив, в Австрии она влилась в традицию филос. реализма и в сер. 19 в. стала офиц. университетской системой философии. В Австрии получили развитие и эстотич. идеи Г.: Р. Циммерман (Zimmermann R., Allgemeine Asthetik als Formwissenschaft, 1865) развернул их в систему абстрактного формализма, О, Гостински же (Hostinsky O., Herbarts Asthetik in ihren grundlegenden Teilen, 1891) выделил в них моменты, связанные с постижением композиции художеств. произведений как структуры равновесия, существующего между его смысловыми частями. В педагогике, определяя цель воспитания как гармонию воли с этич. идеями и выработку многостороннего интереса, Г. считал осн. путями достижения этой цели управление (подавление «дикой резвости» ребёнка), воспитывающее обучение и нравств. воспитание. Большой популярностью в европ. педагогике 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. пользовалось учение Г. о четырёх ступенях обучения («ясность», «ассоциация», «система», «метод»).Samtliche Werke, Bd 1 — 19, Lpz. — Langensalza, 1887—1912; в рус. пер. — Психология, СПБ, 1875; Избр. педагогич. соч., т. 1, М., 1940; Идеи эстетич. воспитания, т. 2, М., 1973, с. 322— 334.Шишкин Н., О детерминизме в связи с математич. психологией, «Вопросы философии и психологии», 1891, кн. 8; История философии, т. 3, М., 1943, с. 472—78; F r i t z s с h Т., J. F. Herbarts Leben und Lehre, Lpz.—13., 1921; Wei? G., Herbart und seine Schule, Munch., 1928.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- ГЕРБАРТ
-
(Herbart)Иоганн Фридрих (род. 4 мая 1776, Ольденбург – ум. 14 авг. 1841, Гёттинген) – нем. философ; с 1805 – профессор в Гёттингене, с 1808 – в Кенигсберге, с 1831 – снова в Гёттингене. Согласно Гербарту, философия – это обработка понятий. Логика стремится к отчетливости (ясности) понятий, метафизика – к их упорядочению, эстетика в широком смысле слова, содержащая в себе также этику, – к дополнению понятий определениями ценности. Для метафизики Гербарта характерно то, что он предполагает существование множества простых реальных сущностей (подобных лейбницевским монадам), каждой из которых соответствует простое само себя сохраняющее качество. Душа – это простая реальная сущность, место которой в мозгу; статика и механика представлений как форма (ритм) самосохранения души достаточны для объяснения психических явлений, т. к. для их разъяснения нет надобности прибегать к т. н. душевным способностям: «Закономерность душевной жизни совершенно тождественна закономерности звездного неба». Психология Гербарта в области абстрактного мышления является чистым интеллектуализмом, в области чувств и воли она менее интеллектуалистична. Источником эстетических и этических идей, согласно Гербарту, являются непроизвольные суждения вкуса, источником этических идей – в частности, суждения вкуса в применении к волевым отношениям. Нормами нравственной жизни как отдельного человека, так и всего общества служат практические идеи: 1) внутренней свободы, 2) совершенства, 3) благосклонности, 4) права, 5) возмездия или справедливости. В государстве эти идеи становятся идеями правового общества, системы заработной платы, системы управления, системы культуры и воодушевленного общества. На этике Гербарта основана его педагогика, вокруг которой в 19 в. была создана, вопреки намерениям Гербарта, особая школа педагогического формализма. Осн. произв.: «Allgemeine Pдdagogik», 1806 (рус. пер. «Главнейшие педагогические соч.», 1906); «Hauptpunkte der Metaphysik», 1806; «Allgemeine praktische Philosophie», 1808; «Lehrbuch zur Einleitung in die Philosophie», 1813; «Lehrbuch zur Psychologie», 1816 (рус. пер. «Психология», 1895); «Psychologie als Wissenschaft», 2 Bde., 1824-1825; 4Allgemeine Metaphysik», 2 Bde., 18281829.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
- ГЕ́РБАРТ
-
(Herbart), Иоганн Фридрих (4 мая 1776 – 14 авг. 1841) – нем. философ-идеалист, психолог и педагог. Проф. Гёттингенского (с 1805 и с 1833), Кёнигсбергского (1809–33) ун-тов. В работах "Главные пункты метафизики" ("Hauptpunkte der Metaphysik", 1806), "Введение в философию" ("Lehrbuch zur Einleitung in die Philosophie", 1813), "Общая метафизика..." ("Allgemeine Metaphysik, nebst den Anfängen der philosophischen Naturlehre", Bd 1–2, 1828–29) и др. развил свои филос. взгляды. Г. стремился соединить в понятии "реал" идею кантовской "вещи в себе" и лейбницевской монады. Он приписывал "реалам" вечный и неизменный характер, доказывал существование бога, вытекающее якобы из этич. и эстетич. потребности видеть в мире целесообразное устройство.С о ц и а л ь н о - п о л и т и ч. взгляды Г. были реакционны: высшей добродетелью для народа он считал подчинение господств. классам.В. Асмус. Москва.В бурж. э с т е т и к е Г. считается основателем т.н. формальной эстетики (Formästhetik), противополагаемой в бурж. историографии эстетике Гегеля. В работах по эстетике (см. "Einleitung in dieÄsthetik...", в кн.: Herbarts philosophische Hauptschriften, Bd 1, 1913) Г. полагал, что надо найти золотую середину между метафизич. взглядами и эмпиризмом, высвободить эстетику из-под опеки философии и сделать ее автономной. Исходя из кантианского принципа незаинтересованности эстетич. суждения, Г. считал специфич. признаком эстетич. понятий бескорыстное и спонтанно возникающее удовольствие, к-рое в нас вызывают форма и взаимоотношения форм (пропорции, ритм, созвучия, масштабность и пр.). Эти взгляды Г. разрабатывали дальше Циммерман, Цейзинг, в музыке – австр. музыковед Ганслик, в своих ранних работах – чеш. эстетик Гостинский. О психологических взглядах Г. см. Ассоциативная психология, Бессознательное.И. Маца. Москва.Соч.: Sämtliche Werke, Bd 1–19, Lpz. – Langensalza. 1882–1912. Соч. в рус. пер.: Психология, СПБ, 1875; Избр. Педагогич. соч., т. 1, М., 1940. Лит.: Шишкин Н., О детерминизме в связи с математической психологией, "Вопр. филос. и психол.", 1891, кн. 8; Mузыченко А. Ф., Иоганн Фридрих Гербарт и его школа, в кн.: Очерки по истории педагогических учений. М., 1911, с. 146–70; Геффдинг Г., Учебник истории новой философии, М. [1924]. с 173–76; История философии, т. 3, [М.], 1943, с. 472–76; Zimmermann R., Perioden in Herbart's philosophischen Geistesgang, Wien, 1876; De Garmо Сh., Herbart and the Herbartians, L., 1895; Fritzsch Th., Johann Friedrich Herbarts Leben und Lehre..., Lpz.–В., 1921; Weiss G., Herbart und seine Schule, Münch., 1928.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- ГЕРБАРТ
-
ГЕРБАРТ (Herbart), Иоганн Фридрих (4 мая 1776, Ольденбург—14июля 1841, Геттинген) — немецкий философ, психолог, педагог. Учился в Йенском университете у Фихте, затем пробыл три года в Швейцарии, работая домашним учителем (там состоялось важное для Гербарта знакомство с Песталоцци). В 1805—09 преподавал в Геттингене, в 1808 стал преемником Канта в Кенигсбергском университете, оставшись там почти на четверть века и основав кафедру педагогики. В 1833 вернулся в Геттинген. Был основательно знаком с философией Лейбница, Вольфа, Канта, а также Фихте и Шеллинга.Философию в духе Канта понимал как науку о понятиях, однако не априорных, а “данных” во всеобщем опыте или эмпирических науках. Философия должна с помощью формальной логики обработать эти понятия так, чтобы представить данное в опыте в совершенно ясном и свободном от противоречий виде. Для этого используется “метод отношений”: противоречивое понятие необходимо разложить на видовые, показав отношения частей между собой. Эта процедура решала проблему: как вещь может “относиться” к своим свойствам, “иметь” их. Одна и та же вещь может иметь несколько свойств в силу того, что она находится во многих отношениях с другими вещами. “Свойство” есть отношение. О том, существует ли свойство, принадлежащее вещи самой по себе, мы составить представления не можем, однако такое свойство следует предположить (для объяснения самотождественности вещи, а также разнообразия ее “свойств”); Гербарт называет его “простым” или “первичным”. Философ приходит к выводу о существовании множества субстанций — “реалов”. Подлинная природа реалов неизменна, а их становление и развитие есть видимость, образуемая тем, что “реалы” вступают между собой в сменяющиеся отношения. Душа, будучи одним из “реалов”, также взаимодействует с другими субстанциями, продуктом такого взаимодействия являются “представления”—одно из центральных понятий психологии Гербарта.Продолжая традицию Декарта, Гербарт в построении психологии основывался на математических методах (основной труд: “Психология как наука, по-новому обоснованная с помощью опыта, метафизики и математики”, 1824—25, Psychologie als Wissenschan, neu gegrьndet auf Erfahrung, Metaphysik und Mathematik, Bd 1—2, 1828—29). Сложные психические явления он предлагал не сводить к каким-либо душевным способностям или “силам” души, а объяснять, как в естествознании, законосообразными комбинациями элементарных процессов. Если в некий момент времени в сознании находится одно представление, то оно завладевает всей его энергией. Если же их несколько, то представления взаимодействуют между собой так, что каждое теряет в своей интенсивности тем больше, чем больше сила конкурирующего представления, причем это взаимодействие может быть математически исчислено. Представления не исчезают с прекращением соприкосновения души с другими реалами, но ослабевают (подавляются) или вытесняются за пределы определенной границы, для обозначения которой Гербарт вводит термин “порог сознания” (и связанное с ним понятие “бессознательного”). Тем самым сознание становится мерой интенсивности представления. Представление, вновь или впервые вступающее в сознание, испытывает притяжение активных представлений или их комплексов (процесс, который Гербарт называет “апперцепцией”, связывающей новое знание со старым). В трактовке идей апперцепции и бессознательного Гербарт продолжает традицию Лейбница.Последователями Гербарта были М. Дробиш (1802—96), немецкий философ и антрополог Т. Вайц (1813—86), одним из наиболее непримиримых оппонентов в психологии—Д. Долыяей. Психологические идеи оказались более влиятельными, нежели философские (именно он в 1816 опубликовал первый учебник по психологии). Метафизические и психологические воззрения Гербарта стали основой его педагогики, в которой он старался ввести научно обоснованные представления о средствах, методах и целях воспитания.Соч.: Sämtliche Werke, Bd. 1-19. Lpz.-Langensalza, .1887-1912; Allgemeine Pädagogik, aus dem Zweck der Erziehung abgeleitet, 1806; 4 Aufl. 1920; в рус. пер.: Психология. СПб., 1875; Избр. педагогические соч., т. 1. M., 1940.И. А. Михайлов
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.