- ВЫГОТСКИЙ
- ВЫГОТСКИЙ
-
Лев Семёнович [5(17). 11.1896, Орша,— 11.6.1934, Москва], сов. психолог. Подвергнув критике попытки объяснить поведение человека путём сведения высших форм поведения к низшим элементам, В. разработал культурно-историч. теорию развития психики («Развитие высших психич. функций», 1930—31, опубл. 1960).По В., необходимо различать два плана поведения — натуральный (результат биологич. эволюции животного мира) и культурный (результат историч.' развития общества), слитые в развитии психики. Суть культурного поведения — в его опосредованности орудиями и знаками, причём первые направлены «во вне», на преобразование действительности, а вторые — «во внутрь», сначала на преобразование др. людей, затем — на управление собственным поведением. В последние годы жизни В. осн. внимание уделял изучению структуры сознания («Мышление и речь», 1934). Исследуя речевое мышление, В. по-новому решает проблему локализации высших психич. функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии, В. приходит к выводу, что структура сознания — это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных, волевых и интеллектуальных процессов.Культурно-историческая теория В. породила крупнейшую в советской психологии школу, из которой вышли А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, Д. Б. Эльконин и др.Этюды по истории поведения, М.— Л., 1930 (совм. с А. Р. Лурия); Избр. психологич. исследования, М., 1956; Психология искусства, М., 19682; Собр. соч., т. 1 — 2—, M., 1982-.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- ВЫГОТСКИЙ
-
ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович (род. 5 нояб. 1896, Орша – ум. 11 июня 1934, Москва) – рус. психолог. В работе «История развития высших психических функций» (1931) разработал культурно-историческую теорию развития психики в процессе освоения индивидом ценностей человеческой цивилизации. Психические функции, данные природой («натуральные»), преобразуются в функции высшего уровня развития («культурные»), напр. механическая память становится логической, импульсивное действие – произвольным, ассоциативные представления – целенаправленным мышлением, творческим воображением. Этот процесс – следствие интериоризации. Создал новое направление в детской психологии, внес вклад в развитие дефектологии и психиатрии. Осн. работы: «Этюды по истории поведения» (совм. с А. Р. Лурия, 1930); «Психология искусства» (1930); «Мышление' и речь» (1934).
Философский энциклопедический словарь. 2010.
- ВЫГО́ТСКИЙ
-
Лев Семенович [5(17) ноября 1896 – 11 июня 1934] – сов. психолог. Окончил Моск. ун-т (1917). В. разрабатывал многие вопросы общей психологии, детской психологии, генетической психологии, дефектологии и психопатологии. Внес в сов. психологию важные принципиальные положения, рассматривая психику в развитии и с социальной точки зрения. Критика Выготским с материалистич. позиций теорий Кёлера, Штерна, Пиаже и др. до сих пор не потеряла своего значения.Соч.: Педагогическая психология, М., 1926; Этюды по истории поведения, М.–Л., 1930 (совм. с А. Р. Лурия); Воображение и творчество в детском возрасте, [М.–Л.], 1930; The problem of the cultural development of the child, "J. Genet. Psychol.", 1929, v. 36; Thought in schizophrenia, "Arch. Neurol. and Psychiatry", 1934, v. 31; Мышление и речь, М.–Л., 1934; Умственное развитие детей в процессе обучения, М., 1935; Избранные психологические исследования, М., 1956.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- ВЫГОТСКИЙ
-
ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович [5 (17) ноября 1896, Орша—11 июня 1934, Москва] — русский психолог. Окончил. юридический факультет Московского университета (участвовал в семинаре Г. Г. Шпета) и историко-философское отделение университета Шанявского (где прослушал курсы П. П. Блонского, сыгравшего важную роль в его духовном развитии). После учебы работает в Гомеле в различных учебных заведениях, организует психологическую лабораторию (1922—23). Ранние работы — “Трагедия о Гамлете, принце Датском, У. Шекспира” (1915—16), “Психология искусства” (1925, опубл. 1965) и “Педагогическая психология” (1924, опубл. 1926)—стали важным этапом в формировании его новаторской концепции психологии. После доклада на 2-м Всероссийском съезде по психоневрологий в январе 1924 приглашается на работу в Государственный институт экспериментальной психологии в Москве. В 1925 защищает диссертацию “Психология искусства”, выступает с докладом на Международном конгрессе по обучению глухонемых детей (Лондон). Зимой 1925—26 написал большую работу “Исторический смысл психологического кризиса” (опубл. 1982), в которой дал анализ кризиса современной психологии и предпринял попытку использовать ряд философских принципов марксизма для определения программы выхода из этого кризиса. Высокая философско-методологическая культура—знакомство с психологическими течениями современности, творческая продуктивность определили стремительную и богатую по результатам эволюцию воззрений ученого. В те же годы складывается его тесное сотрудничество с А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия и др. психологами, формируется одна из ведущих школ в мировой психологии — школа Выготского. Крупными вехами в его творческой биографии стали труды: “Орудие и знак в развитии ребенка” (1930, опубл. 1982), “История развития высших психических функций” (1931, опубл. 1960), где получили обоснование принципы культурно-исторической теории развития психики и экспериментально-генетический метод ее исследования. Существо культурного поведения Выготский усматривет в его опосредованности орудиями и знаками, а само формирование психических умений и способностей—в качестве процесса интериоризации. Последние годы его жизни были посвящены исследованию проблемы структуры сознания, его смыслового и системного строения. В книге “Мышление и речь” (1934) обосновывается подход к структуре сознания как динамической смысловой системе, представляющей собой единство аффективных, волевых и интеллектуальных процессов, и выявляется центральная роль слова в сознании в целом, а не в его отдельных функциях. Преждевременная смерть не позволила Выготскому завершить многие замыслы и начинания.На протяжении десятилетий развитие советской психологии, представленное такими именами, как А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, П. И. Зинченко и др., протекало под влиянием Выготского. Недобросовестная научная критика (уже с нач. 1930-х гг.) после разгрома педологии завершилась забвением его имени. После 1956 идеи Выготского обрели значительную популярность. В 1960—70-х гг. появилось несколько десятков изданий его трудов в других странах мира. Выготский—один из творцов неклассической психологии, представляющей собой (по определению Эльконина) науку о том, как из объективного мира искусства, из мира материальной культуры и промышленности рождается и возникает субъективный мир отдельного человека.Соч.: Собр. соч., т. 1—6. M., 1982—84.Лит.: Ярошевский M. Г., Гургенидзе Г. С. Л. С. Выготский о природе психики.—“ВФ”, 1981, № 1; Леонтьев А. А. Л. С. Выготский. М., 1990; Выгодская Г. Л., Лчфанова Т. М. Лев Семенович Выготский. Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету. М., 1996 (библ.); Berg E. E. L. S. Vygotsky's Theory of the Social and Historical Origins f Consciousness, umpubliched doktoral diss, Wisconsin, 1970, v. 2; loitlmin S. The Mozart of psychology. - “Review of Books” (N. Y.), 1978, 23 sept.А. И. Алешин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.