ВЫГОТСКИЙ

ВЫГОТСКИЙ
ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович (1896-1934) - российский психолог. Профессор. Окончил юридический факультет Московского университета (1917) и одновременно историко-философский факультет народного университета А.Л. Шаняв-ского (Москва). Научно-педагогическую деятельность начал в г.Гомель в Беларуси. С 1924 работал в Москве, в Институте экспериментальной психологии и др. Основал и возглавил Институт дефектологии. Читал курсы лекций в вузах Москвы, Ленинграда и Харькова. Интересовался психоаналитическими идеями. В 1925 совместно с А.Р. Лурия опубликовал предисловие к книге Фрейда «По ту сторону принципа удовольствия», в котором отмечалось, что Фрейд принадлежит «к числу самых бесстрашных умов нашего века», чью «Колумбову заслугу» составляет открытие феноменов психической жизни, лежащих «по ту сторону принципа удовольствия» и такая интерпретация их, которая содержит ростки материализма. В этом же году написал книгу «Психология искусства» (опубликована в 1965) в которой, отдавая должное «громадным теоретическим ценностям» и «положительным сторонам психоанализа», подверг критике его пансексуализм и недооценку роли сознания. В 1927 завершил рукопись работы «Смысл психологического кризиса». В ней утверждал недопустимость сведения высших форм поведения людей к их низшим элементам, и, как следствие, неэффективность такого подхода для объяснения человеческих поступков. Опубликовал ряд работ по педологии. В 1928 в статье «К вопросу о динамике детского характера» поддержал теорию А. Адлера и подчеркнул, что «ни одна из современных психологических идей не имеет такого огромного значения для педагогики, для теории и практики воспитания» как учение А. Адлера о характере. В 1930-1931 написал книгу «История развития высших психических функций» (опубликована в 1960), в которой изложил культурно-историческую теорию развития психики, выделявшую слитые в эволюции два плана поведения: «натуральный» (продукт биологического развития животного мира) и «культурный» (результат исторического развития). В границах второго (из выше отмеченных) плана, по В., происходит опосредование «культурного поведения» орудиями, направленными «вовне», на трансформацию действительности, и знаками, ориентированными «вовнутрь», на корректировку других людей и (затем) собственного поведения. В работе «Мышление и речь» предложил понимание структуры сознания человека как динамической смысловой системы интеллектуальных, волевых и аффективных процессов, находящихся в определенном единстве. Создал культурно-историческую школу в психологии (Леонтьев, Лурия, А. Запорожец и др.). Автор книг «Педагогическая психология. Краткий курс» (1926), «Основные течения современной психологии» (1930, в соавторстве), «Этюды по истории поведения» (1930, совместно с Лурия), «Мышление и речь» (1934), «Умственное развитие детей в процессе обучения» (1935) и около 100 других работ по проблемам общей, детской, педагогической и генетической психологии, педологии, дефектологии, психопаталогии, психиатрии, общественно-исторической природе сознания и психологии искусства.

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. . 1999.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "ВЫГОТСКИЙ" в других словарях:

  • Выготский — Выготский, Лев Семёнович Лев Семёнович Выготский Дата рождения: 5 (17) ноября 1896(1896 11 17) Место рождения: Орша, Российская империя …   Википедия

  • ВЫГОТСКИЙ —         (Выгодский) Лев Семенович (1896 1934) психолог, педагог, нейролингвист, основатель т.н. “школы Выготского” в отеч. психологии.         По окончании Моск. ун та (юрид. ф т) и ун та Шанявского (историко филол. ф т) в 1917 23 работал… …   Энциклопедия культурологии

  • ВЫГОТСКИЙ —         Лев Семёнович [5(17). 11.1896, Орша, 11.6.1934, Москва], сов. психолог. Подвергнув критике попытки объяснить поведение человека путём сведения высших форм поведения к низшим элементам, В. разработал культурно историч. теорию развития… …   Философская энциклопедия

  • Выготский, Л. — Выготский, Л. (1896 1934) Русский психолог, получивший известность благодаря созданной им культурноисторической концепции развития высших пснхических функций. Согласно теории Выготского, понимание мира у детей в значительной степени формируется… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ВЫГОТСКИЙ — Лев Семёнович (1896 1934), психолог. С 1924 работал в Москве. Культурно историческая теория Выготского положила начало школе в современной психологии. Труды по проблемам развития высших психических функций, мышления и речи, психологии искусства,… …   Русская история

  • Выготский —         Лев Семенович [5 (17).11.1896, Орша 11.6.1934, Москва], советский психолог, разработал культурно историческую теорию в психологии. Родился в семье служащего, окончил юридический факультет Московского университета (1917) и одновременно… …   Большая советская энциклопедия

  • ВЫГОТСКИЙ — Лев Семёнович [5(17).11. 1896, Орша, 11.6.1934, Москва], психолог, проф. (1928). Окончил юрид. ф т Моск. ун та (1917) и одновременно ист. филол. ф т Нар. ун та А. Л. Шанявского. В 1918 24 работал в Гомеле. С 1924 в психол. науч. и уч. учреждениях …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Выготский — ВЫГОДСКИЙ ВЫГОТСКИЙ Первоначально означало прибывшего из местечка Выгода (русское, польское, украинское удобство, польза). В топонимах это слово означало местность, удобную для поселения. На Украине (1969) 11 селений с таким названием (характерно …   Русские фамилии

  • Выготский Лев Семенович — (1896–1934) российский психолог. Разработал, ориентируясь на методологию марксизма, учение о развитии психических функций в процессе опосредствованного общением освоения индивидом ценностей культуры. Культурные знаки (прежде всего знаки языка)… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Выготский Лев Семенович — [5 (17).11.1896, Орша 11.6.1934, Москва], советский психолог, разработал культурно историческую теорию в психологии. Родился в семье служащего, окончил юридический факультет Московского университета (1917) и одновременно историко философский… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»