БЛАГОРАЗУМИЕ


БЛАГОРАЗУМИЕ
БЛАГОРАЗУМИЕ
такое состояние духа, когда мы «в здравом уме» и можем подавить наплыв душевных чувств ради внутренней гармонии; у Платона благоразумие – одна из четырех осн. добродетелей (см. Кардинальные добродетели). См. также Аффект.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

БЛАГОРАЗУМИЕ
    БЛАГОРАЗУМИЕ — качество характера, принцип действия, ориентирующие человека (группу) на достижение максимального собственного блага (счастья).
    Аристотель проанализировал специфически этическое значение благоразумия (φρόνησις, в лат. переводе— prudentia). В русских изданиях термин Аристотеля переводят как рассудительность, а словом “благоразумие” передают термин σωφροσύνη. Однако в последующей истории философии проблемы, стоящие за этими терминами, стали обозначать соответственно понятиями благоразумия и умеренности. Аристотель определяет благоразумие (рассудительность) как истинный, причастный суждению склад души, предполагающий совершение поступков, касающихся человеческих благ. Главное дело благоразумного (рассудительного) .состоит в принятии правильных решений относительно блага и пользы для себя в целом—для хорошей жизни. Положительную нравственную ценность благоразумия в трактовке Аристотеля определяет его обусловленность умеренностью (σωφροσύνη) — нравственной добродетелью, благодаря которой человек сознает, в чем заключается его благо. С помощью благоразумия человек способен выбрать правильные средства для этой цели в конкретной ситуации и осуществить его в поступке. Благоразумие как особое знание или как часть души, причастная суждению, отличается от нравственной добродетели, хотя одно без другого не существует. Оно также отличается от мудрости как научного знания и постижения с помощью разума наиболее ценных по своей природе вещей: благоразумие связано с человеческим благом, нацелено на принятие правильных для его осуществления решений. Аристотель подчеркивает, что быть благоразумным означает не просто знать, но быть способным совершать в соответствии со знанием поступки, и приводит в пример Фалеса и Анаксагора, которых называют не благоразумными, а мудрыми, так как они занимались божественными, но бесполезными для достижения человеческих благ предметами. По поводу этих предметов невозможно принимать решения, поскольку они неизменны. Если мудрость имеет дело с предельно общими, не допускающими обоснования определениями, то благоразумие предполагает в большей степени знание частного, поскольку имеет дело с принятием решений и совершением поступков в конкретных (частных) обстоятельствах. Благоразумный как способный к принятию решений умеет добиться высшего из осуществимых в конкретном поступке благ. Если мудрость обретают посредством ума, то рассудительность—посредством опыта и особого чувства, сходного с убежденностью. Аристотель считал, что мудрость и благоразумие связаны в том смысле, что последнее, хотя и не пользуется мудростью, следит за тем, чтобы она развивалась. Своеобразие благоразумия государственных мужей в трактовке Аристотеля заключается в направленности их решений и поступков на благо государства. Это благоразумие Аристотель подразделяет на государственное (в свою очередь выделяя в нем благоразумие в принятии решений и в судопроизводстве), хозяйственное и законодательное. Значимость благоразумия в государственных делах, по Аристотелю, состоит в том, что собственное благо граждан невозможно вне зависимости от хозяйства и устройства государства. Фома Аквинский развивал концепцию благоразумия (prudentia) как одной из кардинальных добродетелей (наряду с умеренностью, мужеством и справедливостью) и определял его как правильное рассуждение в приложении к действию, или как мудрость в человеческих делах. Благоразумие проявляется в выборе конкретных поступков как средств для приближения к конечной цели блаженства, выражающего благость божественного миропорядка. Высшая трансцендентная цель в концепции Фомы определяет положительную нравственную ценность благоразумия. Он отличает подлинное благоразумие от ложного, которое заключается в выборе адекватных средств для имморальной цели, и от несовершенного, которому по той или иной причине не хватает полноты. Фома подчеркивает, что подлинное благоразумие состоит в устойчивой привычке поступать согласно добродетели и предполагает совершение правильных поступков на правильных основаниях в правильное время. Для этого необходимы разумность, способность разбираться в конкретной ситуации, память, умение принимать советы, опыт, способность предвидеть последствия своих поступков.
    В Новое время в философии и обыденном сознании содержание понятия благоразумия постепенно перемещается во внеморальный контекст. Обусловленность высшей (трансцендентной) целью все реже рассматривается в качестве необходимого условия личного (группового) блага. Значение благоразумия нередко трактуется двояко. Его связывают с умением, используя собственный опыт и опыт других людей, осуществлять личный или групповой интерес и тем самым добиваться длительной выгоды, благополучия, а также продолжают считать добродетелью. А. Смит различает благоразумие, ориентированное на сохранение здоровья, благосостояния, доброго имени, личного спокойствия, и благоразумие, которое предполагает “более широкую цель” и сочетается с доблестью, с любовью к человечеству, справедливостью, геройством. Благоразумие в первом значении характеризует человека скорее осмотрительного, нежели предприимчивого, крайне бережливого, ответственного лишь за то, что определено обязанностями его положения, неизменно воздержанного, неутомимо трудолюбивого, искреннего и способного к дружбе, основанной “на благоразумном уважении скромных добродетелей”. Благоразумие во втором значении присуще великому полководцу или общественному деятелю, а в прошлом было отличительной чертой мудреца, академиков и перипатетиков. Оно основано на совершенстве нравственных и рассудочных качеств, “соединении превосходной головы с превосходным сердцем”. Если благоразумие в первом значении может “снискать лишь холодное уважение”, то второе вызывает восхищение и любовь. Наконец, И. Кант на концептуальном уровне отделил благоразумие от морали. Он показал, что нравственный закон не определяется никакой внешней по отношению к нему целью, он безусловен, всеобщ и необходим. Благоразумие же направлено на естественную цель—счастье, и благоразумный поступок является лишь средством для нее. В силу неопределенности содержания счастья, которое является идеалом не разума, а воображения, выявить разумные принципы достижения этой цели невозможно. Чтобы приблизиться к ней, следует действовать по эмпирическим советам (необходимость бережливости, вежливости, сдержанности, диеты и т. п.), поскольку опыт учит, что они, как правило, способствуют достижению блага.
    После Канта вновь предпринимались и предпринимаются попытки вписать благоразумие в моральный контекст. Это связано, с одной стороны, с попыткой выявить пруденциальные основания морали, с другой — с интересом к этике добродетелей, в которой понятие “благоразумие” было одним из центральных.
    Лит.: Аристотель. Никомахова этика, кн. VI.—Соч. в 4т., т. 4. M.. 1984; Кант If. Основы метафизики нравственности.—Соч. в 6т., т. 4(1). M., 1965; Смит А. Теория нравственных чувств. М., 1997; Nelson D. M. Prudence.— Encyclopedia of Ethics in 2 v., v.2.Chi.-L.,1992.
    О. В. Артемьева

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Синонимы:

Антонимы:

Смотреть что такое "БЛАГОРАЗУМИЕ" в других словарях:

  • Благоразумие —  Благоразумие  ♦ Prudence    Не стоит сводить благоразумие к простому стремлению избежать опасности, a fortiori (тем более – лат.) – к некой рассудочной и расчетливой трусости. Также не следует, вопреки Канту, путать благоразумие с простым… …   Философский словарь Спонвиля

  • благоразумие — См …   Словарь синонимов

  • Благоразумие — (разум, догадливость). Благоразумный человек ( сын разумный ) сообразует действия с осознанной целью (Притч 10:5; Лк 16:3 8)и определяет пути ее достижения (Мф 7:24; 10:16). Истинное Б. это Божий дар (1Пар 22:12), исходящий из Слова Божьего (Пс… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • БЛАГОРАЗУМИЕ — БЛАГОРАЗУМИЕ, благоразумия, мн. нет, ср. (книжн.). отвлеч. сущ. к благоразумный. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • БЛАГОРАЗУМИЕ — БЛАГОРАЗУМИЕ, я, ср. Рассудительность, обдуманность в поступках. Проявить б. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • БЛАГОРАЗУМИЕ — «БЛАГОРАЗУМИЕ» (Calmness), Индия, Grihalakshmi Films, 2000, 95 мин. Драма. Двое молодых ребят, выросших бок о бок в одной и той же деревне, разделявших простые радости повседневной жизни, оказываются сторонниками разных политических партий.… …   Энциклопедия кино

  • благоразумие — требует • необходимость, субъект, модальность …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • Благоразумие — – рассудительность, склонность обдумывать свои поступки. Реакция на благоразумие, как правило, положительная; она может вызвать неудовлетворенность, насмешки со стороны легкомысленных индивидов. Вы можете и должны видеться с нами, Вертер, только… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Благоразумие — это качество личности, выражающееся как способность человека действовать спокойно, продуманно, учитывая внешние обстоятельства и свои возможности. «Благоразумие – это рассудок, состоящий на службе у воли». Благоразумный человек анализирует… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • БЛАГОРАЗУМИЕ — – состояние духа, когда человек добивается внутренней гармонии, направляя «здравый ум» на упорядочивание своих поступков и душевных переживаний. Платон рассматривал благоразумие как одну из четырех основных добродетелей …   Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

Книги

Другие книги по запросу «БЛАГОРАЗУМИЕ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.