- БЛАВАТСКАЯ
- БЛАВАТСКАЯ
-
БЛАВАТСКАЯ Елена Петровна (род. 1831, Екатеринославль – ум. 8 мая 1891, Лондон) – рус. религиозный философ, создательница базирующегося на инд. философии «Теософского общества», основанного в 1875 (место пребывания – г. Адьяр, около Мадраса, Индия). В качестве избранницы Великого духовного начала и ученицы Братства и тибетских махатм – хранителей сокровенных знаний – проповедовала мистическо-философское учение и о возможности непосредственного постижения Бога с помощью интуиции и откровения, перевоплощения человеческой души путем развития «сверхчувственных сил человека». Десятки тысяч последователей «Теософского общества» в Англии, Франции, США, Индии привлекают в учении Блаватской идеи всечеловеческого братства и терпимости ко всем религиям, в каждой из которых скрыта «единая божественная сущность», стремление создать на этой основе «универсальную религию». Осн. соч.: «Тайная доктрина» («The Secret Doctrine», v. 1-2, 1888).
Философский энциклопедический словарь. 2010.
- БЛАВАТСКАЯ
-
БЛАВАТСКАЯ Елена Петровна [31 августа (12 сентября) 1831, Екатеринослав—24 апреля (8 мая 1891, Лондон]— теософ и литератор. Род. в семье офицера Петра фон Гана и писательницы Елены ФадеевоЙ. В 17 лет вышла замуж за генерала Блаватского, но вскоре покинула его дом. Долгое время путешествовала по США, Мексике, Южной Америке, Индии, Тибету, Египту и Европе. С 1873 поселилась в Нью-Йорке, где познакомилась с полковником Г. Олькотгом. Здесь же они организовали в 1875 Теософское общество, целью которого было “сформировать ядро всемирного Братства без различия расы, национальности, пола, касты, вероисповедания, цвета кожи”, “поощрять изучение мировых религий и наук”, “исследовать неизученные законы природы и скрытые силы человека”. Теософия—религиозно-мистическое учение, основанное на вере в Единый Абсолют—Непостижимого Бога, на законе кармы и перевоплощении души, на идее бесконечной космической эволюции. Основы своего учения Блаватская изложила в книгах “Разоблаченная Изида” (1877), “Тайная доктрина” (1888) и “Ключ к теософии” (1889). Теософия в ее интерпретации есть попытка объединить в универсальное учение все религии через раскрытие общности их глубинной сути и обнаружение тождественности смыслов их символов, все философии (включая эзотерические), все науки (включая оккультные), ибо “божественная мудрость выше человеческих разделений”. В “Тайной доктрине” изложены космогонические и антропогонические идеи: вечность и “периодичность” бытия, иерархичность его “планов”, смена человеческих “рас”. Человеческое существо состоит из трех тел: физического, астрального и ментального. Понимание высших нравственных истин и следование им должно стать главной целью последователей теософии. Это также единственный способ выявления ментального (духовного) “тела” человека. Базис теософского пути—авторитет учителя, “посвященного”. Теософское общество имело последователей во многих странах Европы и Америки. В 1879 Блаватская и Олькотт переехали в Индию и открыли в Адьяре (Мадрас) штаб-квартиру общества. В 1884 Блаватская возвратилась в Европу и основала в Лондоне в 1890 европейскую штаб-квартиру общества. Она умерла во время эпидемии гриппа в Лондоне.Соч.: Из пещер и дебрей Индостана. СПб., 1912; Загадочные племена. Три месяца на “Голубых горах” Мадраса. СПб., 1893; Голос безмолвия. Калуга, 1908; Тайная доктрина, т. 1—3. Л., 1991; Из пещер и дебрей Индостана. М., 1991; Закон причин и последствий, объясняющий человеческую судьбу (Карма). Л., 1991; Разоблаченная Исвда, т. 1—2. M., 1997; Ключ к теософии. М., 1993; Новый Панарион. М., 1994; Письма А. П. Синнепу. М., 1997; Гималайские братья. М., 1998; Смерть и бессмертие. М., 1998; Теософский словарь. М., 1998.Лит.: Писарева Ε. Φ. Елена Петровна Блаватская. Биографический очерк. Киев, 1991; Нэф Мэри К. Личные мемуары Е. П. Блаватской. М., 1993.Е. Л. Мшпюгова
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.