- БАНЗЕН
- БАНЗЕН
-
(Banzen)Юлиус (род. 20 марта 1830, Тондерн – ум. 7 дек. 1881, Лауенбург, Померания) – нем. философ. С 1848 – учитель гимназии. Находился под влиянием Шопенгауэра и Гегеля, соединив их идеи в концепцию, отразившую его трагико-героическое понимание жизни (трагическое как проявление самораздвоения мировой воли) и противостоящую рационализму его времени. Дал конкретное описание черт характера человека и тем самым заложил основу современной науки о характере. Осн. произв.: «Der Widerspruch im -Wissen und Wesen der Welt», 2 Bde., 1880; «Beitrдge zur Charakterologie», 2 Bde., 1867.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
- БА́НЗЕН
-
(Bahnsen), Юлиус (30 марта 1830 – 7 дек. 1881) – нем. философ-идеалист, ученик Шопенгауэра, соединивший волюнтаризм своего учителя с извращенной диалектикой Гегеля. Б. считал "мировую волю" раздробленной на множество взаимопротиворечащих индивидов (генад – от греч. ἐνάς, букв. – единица). Поскольку эти противоречия непреодолимы, мир, в т. ч. и общество, алогичен, непознаваем и не может быть усовершенствован. Считая обществ. неравенство вечным, Б. выступал против коммунизма.Соч.: Der Widerspruch im Wissen und Wesen der Welt, Bd 1–2, Lpz., 1882; Zur Philosophie der Geschichte, В., 1872; Beiträge zur Charakterologie..., Bd 1–2, Lpz., 1867.Лит.: Feсhter Р., Grundlagen der Realdialektik, Münch., 1906; Schopf H., Bahnsen Jul. Friedr. August..., Lauenburg in Pommern, 1930; Heydorn H.-J., Julius Bahnsen, Göttingen – Frankf./M., 1953.Бур. Берлин.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- БАНЗЕН
-
БАНЗЕН (Bahnsen) Юлиус (20 марта 1830, Тондерн, Германия—7 декабря 1881, Лауэнбург)—немецкий эстетик. Изучал философию у Т. Фишера, с 1858 преподаватель гимназии в Лауэнбурге. Будучи последователем Шопенгауэра и полагая, что слепая воля—единственная реальность, он пытался ее индивидуализировать и показать ее распадение на множество отдельных воль, имеющих противоречивый характер. Ядром действительности является противоречие. “Реальная диалектика”, которая развивается Банзеном, приводит к метафизическому плюрализму и индивидуализму. Противоречия между индивидуальными волями И внутри каждой из воль не могут быть разрешены. В этом—исток его этико-эстетического анализа трагического, понимаемого как основная характеристика бытия. Прекрасное—видимость примирения противоречий, а соединение прекрасного и трагического представлено в юморе, где дух возвышается над волей и обладает совершенной ясностью о противоречиях и трагичности мира. Нравственность предполагает действия индивида, который исходит из своей воли, но одновременно согласуется с волей других людей. Мир представляет собой борьбу противоположных начал, а мир человека—борьбу противоположных мотивов. С этим анализом противоречивых мотивов связана развиваемая Банзеном характерология.Соч.: Beiträge zur Charakterologie, Bd. 1—2. Lpz., 1867; Das Tragische als Weltgesetz und der Humor als ästhetische Gestalt der Metaphysik. Lauenbuig, 1877; Der Widersprach im Wissen Und Wesen der Welt, Bd. 1-2. В., 1880-81; Wie ich wurde, was ich ward. Münch., 1905. Лит.; Fechter P. Grundlagen der Realdialektik. Münch., 1906., А. П. Огурцов
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.