- БОХЕНЬСКИЙ
- БОХЕНЬСКИЙ
-
(Bochenski) Юзеф Мария (1902—1993) -пол. философ, доминиканец (с 1926), орденское имя — Иннокентий. Изучал право во Львове (1920— 1922), экономику в Познани (1922—1926), философию в Фрибуре в Швейцарии (1928—1931) и теологию в Риме (1931 — 1934). Проф. логики в ун-те «Ангеликум» в Риме, затем проф. истории философии в ун-те Фри-бура. Организовал в Фрибуре ин-т, занимавшийся изучением коммунизма в Центральной и Восточной Европе и являвшийся одним из основных советологических центров. Б. был известным логиком и исследователем истории логики. Одним из первых продолжил программу историко-логических исследований, начатую Я. Лукасевичем в Польше и основывающуюся на истолковании истории логики с т.зр. современной математической логики. В этом стиле анализировал историю модальной логики, логики Теофраста, антич. формальной логики. В 1956 представил обширную работу, синтезирующую историю логики в духе программы Лукасевича и являющуюся первым в логической литературе трудом такого рода. В философии Б. начинал как томист. Под влиянием львовско-варшавской школы полагал, что томизм должен быть осовременен путем применения к нему современного логического анализа. В этом духе Б. проанализировал ряд понятий, в частности понятие аналогии. Пытался также подвергнуть логической реконструкции доказательства существования Бога, сформулированные Фомой Аквинским. В 1960-е гг. Б. оставил томизм и прямо высказался в поддержку аналитической философии. При этом он считал, что деление философии на христианскую и остальную лишено оснований, ибо религиозная вера не предопределяет никакой философии. Философия же может быть либо аналитической, либо синтетической. Последняя является по большей части метафизической в наихудшем смысле этого слова, т.к. считает какие-то проблемы разрешимыми единственно благодаря интуиции или мистическому переживанию. С позиций рационализма Б. отвергал всякое познание, не являющееся логическим или эмпирическим, и проводил резкую границу между наукой и мировоззрением, между знанием и верой. Это вело к довольно неортодоксальным воззрениям на сущность веры, поскольку последняя является, по Б., вопросом решения и выбора, а не интеллекта. Тем не менее Б. полагал, что аналитическая теология возможна, а ее предшественником считал как раз Фому Аквинского. Б. придавал большое значение анализу понятий во всех областях знания, включая гуманитарные и социальные науки. Предметом его собственного анализа были понятия «авторитет-», «религия» и др. Б. отстаивал также систему взглядов, являющуюся, по его мнению, рациональной и направленную против гуманизма, антропоцентризма и сциентизма, во всяком случае против крайних версий этих воззрений.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
- БОХЕНЬСКИЙ
-
(Bochenski) Юзеф Мария (р. 30.8. 1902, г. Чушув, Польша), швейц. фллософнеотомист. По национальности поляк. Один из теоретич. лидеров антикоммунизма. Член ордена доминиканцев. Директор (1957—72) Ин-та вост.-европ. исследований при Фрейбургском университете, основатель и издатель (с 1961) журн. «Studies in Soviet Thought» и серии «Sovietica» (с 1959). Б. фальсифицирует теорию и практику социализма, приписывая ему «экспансионизм» и «антигуманизм». Отождествляет марксизм-ленинизм с «догматизмом» и религ. верой. Призна-ная в последние годы успехи сов. философии и усиление её междунар. роли, Б. выступает в духе теории конвергенции за «диалог» с философами-марксистами. Автор работ по истории и методологии философии, логики и теологии.Europaische Philosophie der Gegenwart, Bern, 19512; Der Sowjet-russische Dialektische Materialismus, Bern, 19624; Logic of religion, N. ?., 1965; Diamat, Stuttg., 1968; Wege zum philosophischen Denken, Basel —W., 197311; Was ist Autoritat?, Basel —W., 1974; Marxismus-Leninismus, Munch., 19742.«Новые книги за рубежом», 1958, № 21; 1960, № 16, 21; Ситковский Е. П., Против филос. антикоммунизма, в кн.. Антикоммунизм — враг человечества, Прага, 1962; Якушевекий И. Т., Ценные признания одного из наших «критиков» (О «советологии» г-на Б.), «ВФ», 1964, № 10; Б ы ? о в-с к и й Б. Э., Партии в философии и филос. камуфляж, «Коммунист», 1967, № 1.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- БОХЕНЬСКИЙ
-
(Bochenski)Юзеф Мария (род. 30 авг. 1902, Чушув, Польша) – швейц. философ-неотомист, профессор современной философии во Фрейбурге (Швейцария). Занимался исследованием современной логики и советско-марксистской философии. Один из теоретических лидеров антикоммунизма. Осн. произв.: «La logique de Theophraste», 1939; «Europдische Philosophie der Jegenwart», 1947; «Diamat», 1950; «Formale Logik», 1956.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
- БОХЕ́НЬСКИЙ
-
(Bocheński), Юзеф Мария (р. 30 авг. 1902) – швейц. философ-неотомист. Один из теоретич. лидеров антикоммунизма; член ордена доминиканцев, по национальности поляк. Проф. истории философии (с 1945), ректор (1964–66) Фрейбургского ун-та. Б. – организатор и директор (с 1957) Ин-та восточноевроп. исследований при Фрейбургском ун-те, основатель и издатель (с 1961) журн. "Studies in Soviet Thought" и серии "Sovietica" (с 1959). Как теоретик "советологии" Б. эволюционировал от "глобального" антикоммунизма к более дифференцированным формам его критики. Будучи убежденным идейным противником коммунизма, Б. выступил с утверждениями об антигуманном характере сов. строя и филос. несостоятельности марксистско-ленинского мировоззрения. Совр. коммунизм, по Б., является якобы одной из искаженных версий марксизма.В последние годы Б. отмечает быстрое развитие сов. философии и ее успехи (в разработке проблем естествознания, логики, роста науч. продукции и др.).Б. – автор работ по истории философии и современной, в частности математической, логике.Соч.: Europäische Philosophie der Gegenwart, 2 Aufl., Bern, 1947; Formale Logik, Freiburg–Münch., 1956; Wege zum Philosophischen Denken, 2 Aufl., Basel–W., 1960; Logik of religion, Ν. Υ., 1965; Diamat, Stuttg., 1968.Лит.: "Новые книги за рубежом", 1958, No 21; 1960, No 16, 21; Быховский Б., Партии в философии и философский камуфляж, "Коммунист", 1967, No 1.А. Алтухов. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- БОХЕНЬСКИЙ
-
БОХЕНЬСКИЙ (Bochenski) Юзеф Мария (30 августа 1902, Чушув, Польша—1995, Фрибург, Швейцария) швейцарский философ-неотомист польского происхождения, доминиканец. В 1920—26 изучал философию и право во Львовском и Познаньском университетах, в 1928—31 — философию в Фрибурге (Швейцария), в 1931—35—теологию в папском университете “Ангеликум” в Риме. В 1935—46 преподавал в “Ангеликум”, а также в Ягеллонском университете в Кракове. Во время 2-й мировой войны служил в польской армии в Великобритании и Италии, После войны был профессором, деканом философского фагультста, ректором Фрибургского университета; преподавал в ряде университетов США.Бохеньский—один из основателей (наряду с Г. Веттером) советологии, учредитель и многолетний редактор журнала “Studies in Soviet Thought” и серии “Sovietica”. B 1957—72 был директором Института восточноевропейских исследований при Фрибургском университете. Бохеньский— автор ряда фундаментальных работ по истории философии, логике и истории логики, философии религии. По своей философской ориентации Бохеньский рационалист, считающий, однако, что при исследовании фундаментальных проблем философского характера человеческая мысль неизбежно наталкивается на границы, которые она не в состоянии преодолеть. Поэтому религия включена в контекст исследований философа или ученого, предопределяя исходную установку рассмотрения проблемы. В своих работах осуществлял “ассимиляцию” неотомизма, дополняя его отдельными положениями феноменологии, неопозитивизма, лингвистической философии. В историко-фияософских работах рассматривает становление философии 20 в. как продолжение процесса преодоления философской парадигматики нового времени. Следуя традициям томизма, Бохеньский негативно характеризует этот период: целостную концепцию бытия сменил механицизм, а понимание человека как носителя божественного начала—субъективизм. Главными характеристиками современного европейского знания Бохеньский считал антипозитивистскую ориентацию, реализм (признание способности человека постигать мир), плюрализм и персонализм.Сот.: Europäische Philosophie der Gegenwart. Bern, 1947; Der sowjetnissische dialektische Materialismus (Diainat), 1950; Formale Logik. Freiburg—Münch., 1956; Handbuch des Weltkommunismus. Münch., 1958; Wege-zum philosophischen Denken. Freiburg, 1959; Über den Sinn des Lebens und über die Philosophe: Aufsätze, Freiburg, 1987; Logika i filozofia. Warsz., 1993; СТЬ суеверий: Краткий философский словарь предрассудков. М., 1993.Φ. Овсиенко
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.