- БОССЮЭ
- БОССЮЭ
-
(Bossuet) Жак Бенинь (1627—1704) — фр. писатель, епископ. Находился под сильным влиянием Августина. В соч. «Рассуждение о всеобщей истории...» Б. дал обзор истории человечества до эпохи Карла Великого целиком в духе христианской библейской традиции. Произведения Б. пронизаны идеей провиденциализма: Бог непосредственно управляет судьбами народов и налагает свою печать на каждую эпоху их развития.
В соч. «Политика, извлеченная из Священного Писания» Б. выступил сторонником богословского обоснования королевско-абсолютистской власти. Абсолютизм как форму правления, подчиненную разумному началу, Б. отличал от деспотизма и в «Рассуждении...» говорил об обязанностях монарха. Эти идеи Б. легли в основу католической традиции общественной мысли 18 в. Фр. просветители 18 в. и, особенно Вольтер, доказывали несостоятельность философско-социологических идей Б.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
- БОССЮЭ
-
(Bossuet) Жак Бенинь (27. 9. 1627, Дижон,— 12.4.1704, Париж), франц. писатель, епископ. Находился под сильным влиянием Августина. В соч. «Рассуждение о всеобщей истории...» («Discours sur l'histoire universelle...», 1681) Б. дал обзор истории человечества до эпохи Карла Великого целиком в духе христ. библейской традиции. Произв. Б. пронизаны идеей провиденциализма: бог непосредственно управляет судьбами народов и налагает свою печать на каждую эпоху их развития.В соч. «Политика, извлеченная из Священного писания» («Politique tiree des propres paroles de I' Есгіture», 1709) Б. выступил сторонником богословского обоснования королевскоабсолютистской власти. Абсолютизм как форму правления, подчинённую разумному началу, Б. отличал от деспотизма и в «Рассуждении...» говорил об обязанностях монарха. Эти идеи Б. легли в основу католич. традиции обществ. мысли 18 в. Франц. просветители 18 в. и особенно Вольтер доказывали несостоятельность филос.-соци-ологич. идей Б.Oeuvres completes..., v. 1 — 31, P., 1862—66. Плеханов Г. В., Избр. филос. произв., т. 2, М., 1958, с. 638—40; Л а не он Г., История франц. литературы, [пер. с франц.], т. 1, М., 1896, с. 716—40; R е Ъ е l l i a u ?., Bossuet, P., 1900; B r u ii e t i er e F., Bossiiet, P., 1913; D i m i e r L., Bossuet, P., 1916; Baumann E., Bossuet, P., 1929; Le B r u n J., La spiritualite de Bossuet, P., 1973.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- БОССЮЭ
-
(Bossuet), Жак Бенинь (27 сент. 1627 – 12 апр. 1704) – франц. идеолог абсолютизма, епископ. Находился под сильным влиянием Августина. В соч. "Рассуждение о всеобщей истории..." ("Discours sur l'histoire universelle...", 1681) Б. дал обзор истории человечества до эпохи Карла Великого целиком в духе христианско-библейской традиции. Произведения Б. пронизаны идеей провиденциализма: бог непосредственно управляет судьбами народов и налагает свою печать на каждую эпоху их развития.В соч. "Политика, извлеченная из Священного писания" ("Politique tirée des propres paroles de l'Е́criture", 1709) Б. выступил сторонником богословского обоснования королевско-абсолютистской власти. Абсолютизм как форму правления, подчиненную разумному началу, Б. отличал от деспотизма и в "Рассуждении..." говорил об обязанностях монарха. Эти идеи Б. легли в основу дворянско-католич. традиции обществ. мысли 18 в. Франц. просветители 18 в. и особенно Вольтер доказывали несостоятельность реакц. филос.-социологич. идей Б.Соч.: Oeuvres complètes..., v. 1–12, P., 1868 (v. 1–31, P., 1862–66).Лит.: Плеханов Г., Избр. философские произв., т. 2, М., 1958. с. 638–40; Лансон Г., История французской литературы, [пер. с франц.], т. 1, М., 1896, с. 716–40; Floquet A. P., Е́tudes sur la vie de Bossuet..., v. 1–3, P., 1855; Rebelliau Α., Bossuet, P., 1900; Brunetière F., Bossuet, P., 1913; Dimier L., Bossuet, P., 1916; Вaumann Ε., Bossuet, P., 1929.В. Соколов. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- БОССЮЭ
-
БОССЮЭ (Bossuet) Жак Бенинь (27 сентября 1627, Дижон—12апреля 1704, Париж)—французский философ, писатель; епископ. Изучал теологию в наваррском колледже в Париже; в 1652 принял сан священника; в течение 10 лет был наставником наследника престола. Наибольшее влияние на взгляды Боссюэ оказал Августин. В “Рассуждении о всемирной истории” (Discours sur l'Histoire universelle, 1681) развил христианскую философию истории в духе провиденциализма: Бог непосредственно управляет ходом мировой истории, определяя судьбы народов и государств, “держит... бразды правления над всеми царствами; Он держит все сердца в Своей руке: то Он умеряет страсти, то отпускает узду, •и тем самым Он движет весь человеческий род” (Oeuvres. Р., 1979, р. 1025). Обзор истории человечества Боссюэ довел до времени Карла Великого, выделив 12 эпох. В сочинении “Политика, извлеченная из Священного Писания” (Politique tirée des propres paroles de l'Écriture sainte, 1709) Боссюэ стремился доказать, что из библейских текстов вытекает учение о превосходстве монархии над другими формами правления. Королевская власть, по Боссюэ, исходит от Бога. В трактате “О познании Бога и о самопознании” (De la connaissance de Dieu et de soi-même, 1722) Боссюэ утверждал, что углубленное самопознание с необходимостью возвышает человека до познания Бога. О бытии Бога свидетельствует способность души познавать вечные истины, которые суть не что иное, как сам Бог. Кроме того, несовершенство человеческого разума говорит о наличии верховного Разума как его причины, ибо немыслящие тела не в состоянии произвести мысль. Боссюэ оказал заметное влияние на последующее развитие католической философии; взгляды его резко критиковал Вольтер.Соч.: Oeuvres complètes, v. 1—31. P., 1862-66; Oeuvres. P., 1979. Лит.: ДансонГ. История французской литературы, т. 1. М-, 1986; RebelliauA. Bossuet. Р., 1900; Dimier L. Bossuet. P., 1916; Goyet T, L'humanisme de Bossuet, t. 1—2. P., 1965; CatvetJ. Bossuet. P., 1968; Le Brun J. La spiritualité de Bossuet. P., 1972.A. A. Кротов
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.