- ШУППЕ
- ШУППЕ
-
(Schuppe) Вильгельм (1836-1913) — нем. философ. Представитель наиболее последовательного варианта «философии имманентности», ограничивающейся познанием возможного опыта, опыт же возможен только внутри сознания. Бытие становится бытием сознания. Поскольку Ш. занимается анализом сознания в смысле анализа непосредственно данного (а не теорией научного познания), действительность для него существует лишь так, как она дана сознанию. Бытие есть сознание, объект есть восприятие. Предстающая в сознании собственная личность — как сознание Я и как сознание собственного тела — дана с особенной настойчивостью и постоянством. Др. личности (сознания) могут быть лишь «обнаружены». При этом Ш. стремится сочетать философию имманентности с наивным реализмом.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
- ШУППЕ
-
(Schuppe) Вильгельм (5. 5. 1836, Бриг, ныне Бжег, Польша, — 29. 3. 1913, Бреслау), нем. философ-идеалист, представитель имманентной философии. В качестве конечного, неразложимого элемента (основания философии) признавал опытно устанавливаемое «Я», содержание сознания крого, по Ш., есть «действительность» (познаваемая реальность). Чтобы избежать солипсизма, дополнил свою концепцию посту-лированием всеобщего сознания, сообщающего «действительности» объективный характер. Т. о., субъек-тивно-идеалистич. учение приобрело у Ш. очертания объективно-идеалистического. С резкой критикой Ш. как «реакционера в философии» выступил В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (см. ПСС, т. 18).Erkenntnistheoretische Logik, Bonn, 187i; Grundzuge der Ethik und Rechtsphilosophie, Breslau, 188?; Grundri? der Erkenntnistheorie und Logik, B., 1894; в рус. пер.— Солипсизм, «Новые идеи в философии», 1913, сб. 6.Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и совр. бурж. философии, Тб., 1960, с. 124—77; Богомолов А. С., Нем. бурж. философия после 1865 г., М., 1969, с. 61—76.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- ШУППЕ
-
ШУППЕ (Schuppe) Вильгельм (род. 5 мая 1836, Бриг – ум. 29 марта 1913, Бреслау) – нем. философ; профессор в Грейфсвальде; представитель крайней имманентной философии. По Шуппе, действительность существует только постольку, поскольку она дана сознанием. Собственная личность, проявляющаяся в сознании, представлена особым постоянством и длительностью как сознание Я и как сознание тела. О др. (чужой) личности (сознании) можно только сделать вывод. В целом же, согласно Шуппе, бытие есть сознание, объект – представление. Осн. произв.: «Erkenntnistheoretische Logik», 1878; «Grundzцge der Ethik und Rechtsphilosophie», 1882; «GrundriЯ der Erkenntnistheorie und Logik», 1894; «Die immanente Philosophie», 1897.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
- ШУППЕ
-
(Schuppe), Вильгельм (5 мая 1836 – 29 марта 1913), нем. философ, представитель имманентной философии. Проф. в Грейфсвальде (1873–1910). В своей "Теоретико-познават. логике" ("Erkenn-tnistheoretische Logik", Bonn, 1878) развил идею о единстве логики и теории познания – поскольку для него обе связаны с проблемой истины и различением между истинным и ложным мышлением. Как имманентист Ш. стоит на позициях феноменализма (близкого к махистской ветви); он также стремится избегать всякой метафизич. конструкции, однако, в отличие от махизма (эмпириокритицизма), признает в качестве последнего, неразложимого элемента (основания философии) опытно устанавливаемое "Я". Содержание сознания "Я" – это и есть действительность; оно неразрывно с субъектом (по типу "принципиальной координации" Авенариуса). Содержание сознания – действительное – состоит, однако, согласно Ш., не только в ощущениях, но также и в чувствах, абстракциях и т.п. В "Очерке теории познания и логики" ("Grundriß der Erkenntnistheorie und Logik", В., 1894) Ш. дополняет свою концепцию постулированием всеобщего сознания, содержанием к-рого является сверхинди-видуальная действительность, и, т.о., сообщает "действительности" объективный характер (пространство и время оказываются независимыми от человеческого сознания). Так, субъективно-идеалистич. конструкция принимает очертания объективно-идеалистической.С резкой критикой Ш. как "... реакционера в философии" выступил Ленин в работе "Материализм и эмпириокритицизм" (см. Соч., т. 14, с. 4).Соч.: Grundzüge der Ethik und Rechtsphilosophie, Breslau, 1881; Die immanente Philosophie, "Zeitschrift für immanente Philosophie", 1897, Bd 2, H. 1.Лит.: Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 1 (см. указат.); Zосhеr R.., Husserls Phänomenologie und Schuppes Logik, Münch., 1932. См. также лит. при ст. Имманентная философия.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.