ШТИРНЕР


ШТИРНЕР
ШТИРНЕР
(Stirner) Макс (псевдоним; настоящие имя и фамилия — Иоганн Каспар Шмидт (Schmidt) (1806—1856) — нем. философ-младогегельянец, теоретик анархизма. В кн. «Единственный и его собственность» (1844) Ш. выступает против разумного общественного порядка и морали, ратуя за анархизм. Анархизм Ш. обосновывает уникальностью и неповторимым своеобразием каждой индивидуальной личности, противоречащей принудительной нивелирующей силе всеобщности. Идеалы, нормы и общественные уложения всегда имеют общий и абстрактный характер, тогда как всякая эмпирическая личность единична и конкретна в своих проявлениях. Поэтому все, что относится к человеку вообще, не относится к данному (единственному) Я. Понятия «человек», «право», «мораль» и т.п. Ш. рассматривает как иллюзорные отчужденные формы индивидуального сознания, а признание реального существования надындивидуальных сущностей — Бога, человеческого рода, социальных общностей, семьи и т.д. — как ослабление собственного уникального Я каждого человека. Первоисточники морали и права — сила и могущество отдельной личности. Критерий истины — произвол индивида. Индивид должен искать не социальную, а собственную свободу, т.к. за каждым социальным образованием стоят эгоистические интересы отдельных лиц. Свобода, по Ш., — это самоосвобождение, одним из проявлений которого является спонтанная, никем и ничем не навязанная братская любовь. Т.о., критикуя христианство, либерализм, а также гуманизм Л. Фейербаха, К. Маркса и Б. Бауэра с солипсистских позиций, Ш. приходит к тому, что его «единственный» стремится выйти за границы своего Я, перешагнув через самого себя.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.

ШТИРНЕР
        (Stirner) Макс (псевд.; наст. имя и фам. — Каспар Шмидт, Schmidt) (25. 10. 1806, Байрёйт, — 26. 6. 1856, Берлин), нем. философ-младогегельянец, теоретик анархизма. В кн. «Единственный и его собственность» (1844, рус. пер., 1918) пытался последовательно отстаивать солипсизм в антропологии, атике и праве. Осн. мысль Ш. состоит в том, что идеалы и социальные атрибуты человека представляют собой нечто всеобщее, тогда как всякая эмпирич. личность единична. Поэтому всё, что относится к «человеку» вообще, не относится к данному («единственному») «Я». Понятия «человек», «право», «мораль» и т. п. трактовались Ш. как «призраки», отчуждённые формы индивидуального сознания. Отрицая всякие нормы поведения, Ш. утверждал, что первоисточники права и морали — сила и могущество отд. личности. Произвол индивида устанавливает истинность того или иного положения («Я — критерий истины»). Индивид, согласно Ш., должен искать не социальную, а свою собств. свободу, поскольку за каждым социальным образованием скрываются эгоистич. интересы отд. лиц. Индивидуализм, нигилизм и анархизм оказываются общим итогом воззрений Ш., которые были подвергнуты резкой критике К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Нем. идеологии» (см. Соч., т. 3, с. 103— 452).
        Geschichte der Reaktion, Abt. 1—2, В., 1852. Плеханов Г. В., Анархизм и социализм, Соч., т. 4, М., 1925; Курчинский ?. ?., Апостол эгоизма. М. Ш. и его философия анархии, П., 1920; Ойзерман Т. И., Формирование философии марксизма, M., 19742; Ar von H,, Aux sources de l'existentialisrae M. Stirner, P., 1954 (лит.); Emge ?. ?., ?. Stirner. Eine geistig nicht bewaltige Tendenz, Mainz, 1964.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

ШТИРНЕР
(Stirner)
Макс, псевдоним Каспара Шмидта (род. 25 окт. 1806, Байрейт – ум. 26 июня 1856, Берлин) – нем. философ; сторонник Гегеля и Фейербаха; левый гегельянец, теоретик анархизма. Пытался в своем главном произв. – «Единственный и его собственность» (рус. пер. 1922) – доказать, что единственной реальностью является индивид, Я, что нечто лишь постольку имеет ценность, поскольку оно служит Я: у Меня нет ничего, кроме Меня. Философия Штирнера является образцовым, классическим примером последовательного эгоизма.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

ШТИРНЕР
(Stirner), Макс (псевдоним; наст. имя и фамилия – Каспар Ш м и д т; Schmidt) (25 окт. 1806 – 26 июня 1856) – мелкобурж. нем. философ-младогегельянец (см. Гегельянство). В кн. "Единственный и его достояние" (Lpz., 1845; рус. пер., М., 1906) Ш., отправляясь от идеи самосознания Штрауса, развил субъективно-идеалистич. версию младогегельянства. Не только религию, но и все социальные институты – гос-во, право, семью, собственность и т.п., он объявлял уродливыми порождениями сознания отдельной личности. Отсюда проистекали крайний эгоизм, концепция, согласно к-рой никаких объективных и необходимых связей индивидов в обществе не существует, и анархизм, согласно к-рому личность не должна признавать никаких обязательных для себя обществ. установлении. Вместе с тем частная собственность представлялась Ш. необходимой формой реализации "Я" и тем самым вечным установлением. Взгляды Ш. были мелкобурж. протестом против бурж. строя. Он не понимал классовой структуры общества, отождествлял пролетариев с пауперами, выступал против коммунизма, противопоставляя ему свой "совершеннейший эгоизм". Взгяды Ш. имели в 40–50-х гг. значит. успех среди бунтарски настроенной мелкобурж. интеллигенции и оказали влияние на Бакунина и Ницше. Маркс и Энгельс дали в "Немецкой идеологии" (см. "Святой Макс", в кн.: Соч., 2 изд., т. 3, с. 103–452) уничтожающую критику субъективного идеализма, мелкобурж. индивидуализма и анархизма Ш., показали полную несостоятельность штирнеровской критики коммунизма.
Соч.: Die National-Oekonomen der Franzosen und Engländer, Bd 1–4, Lpz., 1845–47, Geschichte der Reaktion, Abt. 1–2, В., 1852, Kleinere Schnften, 2 Aufl., Β., 1914.
Лит.: Маркс К., Энгельс Φ., Соч., 2 изд., т. 7, с. 441–45, т. 21 (см. указатель имен), Плеханов Г. В., Анархизм и социализм, Соч., т. 4, Μ., 1925, Саводник В., Ницшеанец 40-х годов M. III. и его философия эгоизма, Μ., 1902, Маккай Д. Г., M. Ш., его жизнь и учение, пер. с нем., СПБ, 1907, Шельвин Р., М. Ш. и Ф. Ницше, пер. с нем., Μ., 1909, Курчинский M. A., Апостол эгоизма Μ. Ш. и его философия анархизма, Π., 1920, Серебряков Μ., Μ. Ш. перед судом Маркса и Энгельса, "Книга и революция", 1922, No 3(15), Багатурия Г. А., К истории написания, опубл. и исследования "Нем идеологии" Маркса и Энгельса, в сб. Из истории формирования и развития марксизма, Μ., 1959, Ойзерман Τ. И., Формирование философии марксизма, Μ., 1962, с. 407–17, Hess M., Die letzten Philosophen, Darmstadt, 1845, Sсhellwien R., M. Stirner und F. Nietzsche, Lpz., 1892, Εngert H., Das histonsche Denken M. Stirners, Lpz., 1911, Mautz K. A., Die Philosophie M. Stirners un Gegensatz zum Hegelschen Ideahsmus, Β., 1936, Arvon Η., Aux sources de l'existentialisme M. Stirner, Ρ., 1954 (есть библ.), Fetscher I., Die Bedeutung M. Stirners für die Entwicklung des historischen Materialismus, "Z. philos. Forschung", 1952, Jg. 6, Bd 52, H 3, S 425, Emge К. A., M. Stirner Eine geistig nicht bewältigte Tendenz, Mainz, 1964.
A. Панфилова. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

ШТИРНЕР
    ШТИРНЕР (Stimer) Макс (псевд.; наст. имя и фам. — Каспар Шмидт, Schmidt) (25 октября 1806, Байрейт, — 26 июня 1856, Берлин) — немецкий философ-младогегельянец, теоретик анархизма. В кн. “Единственный и его собственность” (1844, рус. пер. 1918) пытался последовательно отстаивать солипсизм в антропологии, этике и праве. Основная мысль Штирнера состоит в том, что идеалы и социальные атрибуты человека представляют собой нечто всеобщее, тогда как всякая эмпирическая личность единична. Поэтому все, что относится к “человеку” вообще, не относится к данному (“единственному”) “Я”. Понятия “человек”, “право”, “мораль” и т. п. трактовались им как “призраки”, отчужденные формы индивидуального сознания. Отрицая всякие нормы поведения, он утверждал, что первоисточники права и морали — сила и могущество личности. Произвол индивида устанавливает истинность того или иного положения (“Я — критерий истины”). Индивид должен искать не социальную, а свою собственную свободу, поскольку за каждым социальным образованием скрываются эгоистические интересы отдельных лиц. Индивидуализм, нигилизм и анархизм оказываются общим итогом воззрений Штирнера, которые были подвергнуты резкой критике К. Марксом и Ф. Энгельсом в “Немецкой идеологии” (см. Соч., т. 3, с. 103—452). Соч.: Geschichte der Reaktion, Abt. 1-2. В., 1852. Лит.: Плеханов Г. В. Анархизм и социализм.— Соч., т. ГУ. М., 1925; Курчинский М. А. Апостол эгоизма. М. Штирнер и его философия анархии. П., 1920; Aux sources de l'existentialisme M. Stimer. P., 1954 (лит.); EmgeK.A. M. Stimer. Eine geistig nicht bewältige Tendenz. Mainz, 1964.
    А. А. Митюшин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Смотреть что такое "ШТИРНЕР" в других словарях:

  • Штирнер — Штирнер, Макс Штирнер, Макс Дата рождения: 25 октября 1806(1806 10 25) (203 года) …   Википедия

  • Штирнер — Штирнер, Макс (1805 1856) псевдоним немецкого писателя Иоганна Каспара Шмидта. Долгое время Штирнер был преподавателем берлинских учебных заведений и сотрудничал в издававшейся Марксом Новой Рейнской Газете . В 1845 г. Штирнер выпустил книгу… …   1000 биографий

  • ШТИРНЕР — (Stirner) Макс (наст, имя Каспар Шмидт) (1806 1856) немецкий философ, теоретик индивидуалистического анархизма. Основной философский труд «Единственный и его собственность» (1845), принесший его создателю значительную известность, но вскоре… …   Новейший философский словарь

  • Штирнер М. — Макс Штирнер Макс Штирнер (нем. Max Stirner), настоящее имя Иоганн Каспар Шмидт (нем. Johann Caspar Schmidt; 25 октября 1806, Байройт, Германия  26 июня 1856, Берлин)  немецкий философ. Отец  Генрих Шмидт, мастер духовых инструментов. Мать  София …   Википедия

  • Штирнер — (Stirner)         Макс (псевд.; наст. имя и фам. Каспар Шмидт, Schmidt) (25.10.1806, Байрёйт, 26.6.1856, Берлин), немецкий философ младогегельянец, идеолог Анархизма. В книге «Единственный и его собственность» (1845) пытался последовательно… …   Большая советская энциклопедия

  • Штирнер — I (Макс Stirner) псевдоним немецкого писателя Иоганна Каспара Шмидта (Schmidt, 1806 1856). Болезнь и нужда заставили его пробыть в университете, с перерывами, 8 лет. В Берлине он слушал Гегеля, который оставил на нем неизгладимый след. Был… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Штирнер М. — ШТИ́РНЕР (Stirner) Макс (наст. имя и фам. Каспар Шмидт, Schmidt) (1806–56), нем. философ младогегельянец. В гл. соч. Единственный и его достояние (1845) проводил идеи последовательного эгоцентризма: единств. реальность – Я , индивид …   Биографический словарь

  • Штирнер Макс — Штирнер (Stirner) Макс (псевд.; наст. имя и фам. Каспар Шмидт, Schmidt) (25.10.1806, Байрёйт, ‒ 26.6.1856, Берлин), немецкий философ младогегельянец, идеолог анархизма. В книге «Единственный и его собственность» (1845) пытался последовательно… …   Большая советская энциклопедия

  • ШТИРНЕР (Stirner) Макс — (наст. имя и фам. Каспар Шмидт Schmidt) (1806 56), немецкий философ младогегельянец (см. Гегельянство). В главном сочинении Единственный и его достояние (1845) проводил идеи последовательного эгоцентризма: единственная реальность Я , индивид …   Большой Энциклопедический словарь

  • ШТИРНЕР МАКС — (Stirner, Max) (1806–56) Немецкий философ (настоящие имя и фамилия – Иоганн Каспар Шмидт). Его самая известная работа Единственный и его достояние (1845) оказала значительное влияние на анархизм (anarchism) XIX в., поскольку главенствующее… …   Политология. Словарь.

Книги

Другие книги по запросу «ШТИРНЕР» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.