ШТИРНЕР

ШТИРНЕР
ШТИРНЕР (Stirner) Макс (наст, имя - Каспар Шмидт) (1806-1856) - немецкий философ, теоретик индивидуалистического анархизма. Основной философский труд - «Единственный и его собственность» (1845), принесший его создателю значительную известность, но вскоре забытый и вновь обретший признание в качестве классики анархических учений через 20 лет после смерти автора. Эта книга, по выражению М. Кроненберга, - крик угнетенной индивидуальности против порабощения государственным деспотизмом. Бернштейн и Плеханов считали Ш. наиболее последовательным и радикальным из всех известных анархистов. Согласно Ш., жизнь человека с самого рождения проходит в борьбе с окружающим миром. В этой борьбе человек утверждает себя в качестве «единственного» - ни на кого и ни на что не похожего существа. Одновременно человек формируется обществом в качестве обладателя духа - творца и собственника мыслей, идей. Идеи отечества, нравственности, законности, благочестия, богобоязни, общие для разных людей, для человеческих масс, довлеют над человеком, сковывают его свободу. Они - не более чем призраки, но, будучи навязываемы каждому человеку при помощи насилия, они приобретают характер реальных институтов. Такими же призраками являются государство, право, собственность, семья, религия и т.д. Человек должен преодолеть призраки, освободиться от них, утвердив себя в качестве собственника мира предметного и мира духовного. Для этого необходимо вернуться к самому себе, реабилитировать свой естественный эгоизм и индивидуализм, научившись отдавать предпочтение личному перед «духовным». С позиций гуманного эгоизма Ш. критикует и либерализм, и социализм. Либералы, по Ш., проповедуют свободу индивидов только на словах, на деле же они освящают подчинение индивидов буржуазной законности. На смену тирании властителей феодальной эпохи приходит тирания либеральных законов, написанных людьми для того, чтобы подчинить людей власти денег, заставить неимущих служить имущим. Социалисты же, по Ш., стремятся уравнять собственность путем уничтожения частной собственности. Но стоит сделать это, и все окажутся нищими, абсолютно беспомощными перед высшим собственником - государством. Именно таков, по Ш., так называемый пролетарский, коммунистический идеал. То, что коммунист видит в человеке брата, по Ш., только воскресная праздничная сторона коммунизма. С будничной же стороны он рассматривает человека как работника на государство. Такой фанатизм свободы оборачивается государственным деспотизмом худшего толка. Но и под владычеством либерального государства нет подлинных собственников. Истинным собственником собственников остается само государство, люди - только держатели и пользователи собственности. Каждый человек принадлежит отечеству, государству в качестве его собственности. Выход из этого тупика, обусловленного подчинением человека собственности, заключается в том, чтобы отобрать у слуг государства власть, которую индивиды дали им в неведении своей силы. Веление эгоизма состоит в том, что каждый сам наделяет себя собственностью, берет себе столько, сколько ему нужно. Средства же для этого можно получить путем освобождения труда. Нужно не ждать справедливого распределения от начальства, а умножить свободным трудом присваиваемые средства для жизни. Люди должны научиться добывать себе все, что нужно для жизни, не отнимая у других. А для этого нужно уничтожить государство и заменить его системой союзов, свободных ассоциаций. В таком союзе «единственный» свободно соединяется с другим для осуществления своей цели, и так же свободно разделяется с ним. В союзе каждый живет эгоистично, союз - собственность каждого. Методом уничтожения государства является всеобщее восстание. Такое восстание, по своей сути, противоположно революции. Если революция есть политическое и социальное деяние, имеющее целью создание новых учреждений, то восстание есть деяние отдельных личностей, которое позволит людям самим себя устраивать. Только при таком устройстве человек сможет по-настоящему наслаждаться жизнью, вместо того, чтобы тратить всю жизнь на удовлетворение нужд для жизни. Взгляды Ш. оказали и продолжают оказывать значительное влияние на «левую» интеллигенцию.

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. . 1999.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ШТИРНЕР" в других словарях:

  • Штирнер — Штирнер, Макс Штирнер, Макс Дата рождения: 25 октября 1806(1806 10 25) (203 года) …   Википедия

  • ШТИРНЕР — (Stirner) Макс (псевдоним; настоящие имя и фамилия Иоганн Каспар Шмидт (Schmidt) (1806 1856) нем. философ младогегельянец, теоретик анархизма. В кн. «Единственный и его собственность» (1844) Ш. выступает против разумного общественного порядка и… …   Философская энциклопедия

  • Штирнер — Штирнер, Макс (1805 1856) псевдоним немецкого писателя Иоганна Каспара Шмидта. Долгое время Штирнер был преподавателем берлинских учебных заведений и сотрудничал в издававшейся Марксом Новой Рейнской Газете . В 1845 г. Штирнер выпустил книгу… …   1000 биографий

  • Штирнер М. — Макс Штирнер Макс Штирнер (нем. Max Stirner), настоящее имя Иоганн Каспар Шмидт (нем. Johann Caspar Schmidt; 25 октября 1806, Байройт, Германия  26 июня 1856, Берлин)  немецкий философ. Отец  Генрих Шмидт, мастер духовых инструментов. Мать  София …   Википедия

  • Штирнер — (Stirner)         Макс (псевд.; наст. имя и фам. Каспар Шмидт, Schmidt) (25.10.1806, Байрёйт, 26.6.1856, Берлин), немецкий философ младогегельянец, идеолог Анархизма. В книге «Единственный и его собственность» (1845) пытался последовательно… …   Большая советская энциклопедия

  • Штирнер Макс — Штирнер (Stirner) Макс (псевд.; наст. имя и фам. Каспар Шмидт, Schmidt) (25.10.1806, Байрёйт, ‒ 26.6.1856, Берлин), немецкий философ младогегельянец, идеолог анархизма. В книге «Единственный и его собственность» (1845) пытался последовательно… …   Большая советская энциклопедия

  • ШТИРНЕР (Stirner) Макс — (наст. имя и фам. Каспар Шмидт Schmidt) (1806 56), немецкий философ младогегельянец (см. Гегельянство). В главном сочинении Единственный и его достояние (1845) проводил идеи последовательного эгоцентризма: единственная реальность Я , индивид …   Большой Энциклопедический словарь

  • ШТИРНЕР МАКС — (Stirner, Max) (1806–56) Немецкий философ (настоящие имя и фамилия – Иоганн Каспар Шмидт). Его самая известная работа Единственный и его достояние (1845) оказала значительное влияние на анархизм (anarchism) XIX в., поскольку главенствующее… …   Политология. Словарь.

  • Штирнер, Макс — Макс Штирнер Max Stirner (Johann Caspar Schmidt) Имя при рождении: Иоганн Каспар Шмидт Дата рождения: 25 октября 1806(1806 10 25) …   Википедия

  • Штирнер Макс — Макс Штирнер Макс Штирнер (нем. Max Stirner), настоящее имя Иоганн Каспар Шмидт (нем. Johann Caspar Schmidt; 25 октября 1806, Байройт, Германия  26 июня 1856, Берлин)  немецкий философ. Отец  Генрих Шмидт, мастер духовых инструментов. Мать  София …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»