ШТАЙНЕР

ШТАЙНЕР
ШТАЙНЕР
(Steiner) Рудольф (1867-1925) — австр. философ-антропософ, поэт, педагог, художник, архитектор, биолог. С 1882 работал над изданием естественно-научных трудов И.В. Гёте и комментариев к ним. Этот труд во многом определил творческую эволюцию Ш., стремившегося к синтезу естественно-научных дисциплин с наукой о духе. Долгое время участвуя в деятельности теософских кружков, Ш. разочаровался в этом учении и всю дальнейшую жизнь посвятил разработке собственной доктрины — антропософии.В 191 Зим был заложен антропософский «храм» Гётеанум неподалеку от Базеля (Швейцария). В строительстве участвовали энтузиасты семнадцати национальностей, в т.ч. рус. поэты А. Белый и М. Волошин. «Первый» Гётеанум, предназначенный как для антропософских занятий, так и для театральных постановок, был в 1922 сожжен неизвестными злоумышленниками, в которых принято видеть участников нем. протонацистской «Группы Туле». Начиная с 1904 появляются основные «духовно-научные» соч. Ш.: «Как достигнуть познания высших миров» (1904), «Очерк тайновсдения» (1909), «Духовное водительство человека и человечества» (1911), «Порог духовного мира» (1913) и др. Они отчасти являются развитием некоторых положений нем. натурфилософов, в т.ч. Т. Парацельса и Я. Бёме, отчасти же опираются на понятия и термины индуизма, зороастризма и гностицизма, уже подвергшихся тенденциозному толкованию в теософских трудах Е. Блаватской. Процесс человеческой эволюции увязывается у Ш. с ходом развития Космоса, причем оба эти явления взаимозависимы: «Когда «духи мудрости» начинают свое излияние жизненного тела, то Солнце, бывшее до тех пор темным, начинает светиться. Одновременно в этом зачатке человека наступают первые проявления внутренней жизни; начинается жизнь» («Очерк тайноведения»). Расширяя рамки сугубо материалистической науки своего времени, антропософия Ш. предлагает свое понимание человеческой природы, способное вернуть ей ее изначальное место в Космосе, согласовать ее духовное начало с началом физическим, а также обратить к Христу, в котором Ш. видит «истинное сердце земной истории», центр и ось эволюции. Факты, которыми оперирует антропософия, добыты не опытным путем, они являются результатом мистического озарения: в одной из своих лекций Ш. утверждает, что в момент голгофской мистерии сам наблюдал ее, находясь на Солнце вместе с Архангелом Михаилом. Космос Ш. населен огромным количеством «духовных» сущностей и существ, отчасти сопоставимых с гностическими иерархиями: Самодух, Жизнедух, Эфирный Христос, Скифианос, Солнечный Логос, Лунный Логос и т.д. Столь же усложнено у Ш. понимание обычной земной реальности, в которой, напр., кроты и жабы мирно уживаются с парацельсовскими гномами, совместно участвуя в перипетиях земледельческого цикла. Несмотря на эти особенности, учение Ш. после его смерти обрело широкую популярность: в Дорнахе до сих пор читаются доклады и осуществляются театральные постановки, по всему миру действуют основанные Ш. «вальдорфские» школы, в сельском хозяйстве используются его полумагические методы обработки почвы и ухода за растениями.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.

ШТАЙНЕР
    ШТАЙНЕР, Штейнер (Steiner) Рудольф Йозеф Лоренц (25 февраля 1861, Кралевец, Австро-Венгрия— 30 марта 1925, Дорнах, Швейцария) — немецкий философ и ученый, основоположник антропософии. Получил естественно-научное образование в Венском политехническом институте. Испытал влияние Р. Циммермана и Ф. Брентано, университетские лекции которых он посещал. Приобрел известность благодаря философскому обоснованию гётевского типа естествознания, интерпретации мировоззрения Ф. Ницше, защите теории развития Э. Геккеля и даже благодаря позитивному резонансу его главной книги “Философия свободы” среди представителей ненасильственного анархизма.
    В 1902 создал и возглавил немецкую секцию Теософского общества, однако в 1913 в силу расхождений с руководством общества по христологическим вопросам секция была из него исключена, и приверженцы Штайнера основали Антропософское общество. Штайнер сотрудничает с ним, в декабре 1923 реорганизует его, становится его председателем и открывает Свободную высшую школу духовного знания.
    Как реформатор-практик Штайнер заложил основы вальдорфской педагогики, антропософской медицины (в т. ч. омелотерапии рака), лечебной педагогики, биодинамического сельского хозяйства, инициировал развитие эвритмии, новых направлений в драматическом искусстве, живописи, архитектуре, движения кон. 1910-х — нач. 1920-х гг. за разделение трех сфер “социального организма” — культуры, политики и хозяйства. В сотрудничестве со Штайнером группа протестантских священников и богословов во главе с Ф. Риттельмайером основала в 1922 Общину христиан — движение за обновление религиозной жизни.
    Философское творчество Штайнера мало изучено, в частности не выяснен до конца вопрос о периодизации его идейного развития (так, строго имманентная философия раннего Штайнера, включающая спинозистские космологические и теологические импликации, сменяется поздней панненеистической картиной антропогенеза, содержащей трансцендентные духовные начала, и т. п.). Свое место в традиции философского мышления Штайнер представлял в 1922 следующим образом: “Я связал два принципа. У Иоганна Готлиба Фихте я научился тому, что такое чистый акт, деятельность Я, отвратившаяся от внешнего мира, а у Аристотеля я взял полноту всеобъемлющего эмпиризма. Лишь тот, кто способен дополнить Фихте с помощью Аристотеля, находит полную действительность, таков и был мой путь” (“Anthroposophical Movement” (L.), 1934, vol. XI, N 3, p. 19). Первое его сочинение “Очерк теории познания гётевского мировоззрения” (1886, рус. пер. 1993) содержит программу перегруппировки опытных фактов частных дисциплин с целью построения феноменологической научной картины мира. Так, в каузальном объяснении процессов неорганической природы Штайнер ставит во главу угла систему прафеноменов (см. Гёте), роль которых аналогична функции теоретической модели в традиционном естествознании. Диссертация “Истина и наука” (1892, рус. пер. 1913) посвящена анализу акта познания и восхождению к беспредпосылочному началу философии. “Философия свободы” (1894, рус. пер. Париж, 1932—33) строится на контрапункте встречных лейтмотивов: с одной стороны, познание есть продолжение эволюции, с другойсвобода поступка мыслима лишь с точки зрения радикального этического индивидуализма. Из дальнейших философских публикаций выделяются “Миросозерцание Гёте” (Goethes Vfeltanschauung, 1897), фундаментальный обзор “Эгоизм в философии” (Der Egoismus in der Philosophie, 1899), анализ типа познания, присущего спекулятивному мистицизму от Экхарта до Ангелуса Силезиуса (“Мистика на заре нового времени”, 1901, рус. пер. 1917), истолкование языка античной и евангельской символики (“Христианство как мистический факт и мистерии древности”, 1902, рус. пер. 1917), доклад на IV философском конгрессе в Болонье (“Психологические основы и теоретико-познавательная позиция теософии” — Die psychologischen Grundlagen und die erkenntnistheoretische Stellung der Theosophie, 1911), реконструкция четырех периодов становления западного сознания (“Загадки философии, изложенные в очерке ее истории” — Die Rдtsel der Philosophie in ihrer Geschichte als Umriss dargestellt, 1914) и опыт разрешения психофизической проблемы (“О загадках души” — n Seelenrдtseln, 1917). Философским вопросам посвящены курсы лекций: “Антропософия, психософия, пневматософия” (Antroposophie, Psychosophie, Pneumatosophie, 1909,1910,1911 — о процессах восприятия и образования суждений, о Брентано и пневматологии Аристотеля), “Человеческая и космическая мысль” (1914, рус. пер. 1999— типология мировоззрений), общедоступная “Философия Фомы Аквината” (Die Philosophie des Thomas vonAquino, 1920), “Время зарождения естествознания во всемирной истории и его дальнейшее развитие” (Der Entstehungsmoment der Naturwissenschaft in der Weltgeschichte und ihre seitherige Entwicklung, 1922—23) и др. Последнюю треть жизни Штайнер посвящает своеобразному культурному эксперименту — воссозданию утраченного смысла мистериальных и эзотерических знаний в понятийной форме, в виде допускающей проверку дискурсии. И если способность Штайнера к духовному созерцанию и подотчетному уму ясновидению ставит его в ряд таких классиков описания сверхфизических сфер бытия, как Я. Бёме, Э. Сведенборг или Е. П. Блаватская, то главньм методическим принципом его философии остается при этом рационалистический эмпиризм: сквозь игольное ушко критической рефлексии исследователя должно проходить научное осмысление всякого чувственного и сверхчувственного материала.
    Соч.: Gesamtausgabe: Schriften, Bd. 1—45; Vorträge, Bd. 51—354. Domach, 1955—95; в рус. пер.: Духовный склад Гёте сквозь призму “Фауста” и сказки о змее и Лилии.— В кн.: Гёте И. В. Тайны. Сказка. Рудольф Штайнер о Гете. М., 1966; Очерк тайноведения. М., 1916; Как достигнуть познаний высших миров, ч. 1. М., 1918; Основные черты социального вопроса. Ереван, 1992; Из области духовного знания, или антропософии. М., 1997; Космология, религия и философия. Калуга, 1996; Общее учение о человеке как основа педагогики. М., 1996; О России: из лекций разных лет. СПб., 1997; Теория Розенкрейцера. М-, 1999; Происхождение зла и его облик в свете антропософии. СПб., 2000.
    Лит.: Гольденберг В. Антропософское движение и его пророк. Берлин, 1923; Андрей Белый. Воспоминания о Штейнере. Париж, 1982; Риттелъмайер Ф. Жизненная встреча с Рудольфом Штейнером. М.—Обнинск, 1991; Свасьян К. А. Книга-мистерия.— В кн.: Штайнер Р. Философия свободы. Ереван, 1993; Динденберг К. Рудольф Штейнер: биография. М., 1995; LindenbergC. Rudolf Steiner: Eine Chronik: 1861-1925. Stuttg., 1988.
    С. В. Казачков

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ШТАЙНЕР" в других словарях:

  • Штайнер — Штайнер, также Штейнер, Стейнер, Стайнер (нем. Steiner)  немецкая и еврейская фамилия. Известные носители Стейнер, Герман (1905 1955) американский шахматист, международный мастер (1950). Штайнер, Герольф (1908 2009)  учёный биолог …   Википедия

  • ШТАЙНЕР Рудольф — ШТАЙНЕР (Штейнер) (Steiner) Рудольф (1861 1925), немецкий философ мистик, основоположник антропософии (см. АНТРОПОСОФИЯ). Продолжатель натурфилософии И. Гете, в 1900 х гг. возглавлял немецкую секцию Теософского (см. ТЕОСОФИЯ) общества, в 1913… …   Энциклопедический словарь

  • Штайнер — железный крест (фильм) — Штайнер железный крест Steiner – Das Eiserne Kreuz / Cross Of Iron Жанр военная драма Режиссёр Сэм Пекинпа Продюсер Вольф Хартвиг Арлен Селлерс Алексей Винитский Автор сценария Вилли Хе …   Википедия

  • Штайнер — железный крест — Steiner – Das Eiserne Kreuz / Cross Of Iron Жанр военная драма Режиссёр Сэм Пекинпа Продюсер Вольф Хартвиг Арлен Селлерс Алексей Винитский Автор сценария Вилли Хе …   Википедия

  • Штайнер, Феликс — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Штайнер. Феликс Штайнер …   Википедия

  • Штайнер Феликс — Феликс Штайнер 1896 1966 Место рождения Шталлупёнен, Восточная Пруссия Место смерти Мюнхен Принадлежность …   Википедия

  • Штайнер, Хайдемари — Хайдемарие Штайнер Вальтер …   Википедия

  • Штайнер, Адальберт — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Штайнер. Адальберт Штайнер …   Википедия

  • Штайнер, Рудольф (футболист) — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Штайнер. Рудольф Штайнер …   Википедия

  • Штайнер, Иржи — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Штайнер. Иржи Штайнер …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»