ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ


ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
— программа обучения философии в школе, подготовленная в 1970-х гг. в Ин-те по развитию философии для детей (Монтклер, США), с 1980-х гг. используется на практике во многих странах. Главным теоретиком является проф. М. Липман, разработчиками — Э. Шарп, Ф. Асканян, Г. Метьюс, Р. Рид, М. Причард и др. Программа нацелена на систематическое обучение навыкам разумного рассуждения — доказательного и самостоятельного — с тем, чтобы сделать интеллект пластичным к усвоению нового знания и воспитать рефлексивную, морально и социально ответственную личность. Разработчики исходят из того, что вопрошающий характер философии, наличие в ее проблемах когнитивных, этических и эстетических аспектов, позволяют в ее рамках обсуждать широкий спектр волнующих детей вопросов и делают ее уникальной дисциплиной для научения грамотному рассуждению.
Программа имеет ряд особенностей, отличающих ее от других школьных программ по философии. Она рассчитана на весь период пребывания ребенка в школе (имеется материал и для детских садов). Вместо традиционной информационной модели (сообщения о персоналиях, «измах» и дисциплинах) в ней используется проблемно-деятельностный метод трансляции знания, т.е. обучение философствованию в процессе обсуждения проблем. (Они взяты из истории рационалистической мысли и адаптированы к возрастным возможностям детей.) Обычные учебники и хрестоматии заменены философско-нагруженными художественными повестями, сюжет которых строится на близких жизненному опыту учащихся школьно-семейных событиях, а заложенные в них проблемные ситуации — «затравка» для филос. разговора в классе и модель возможных обсуждений. Главной педагогической новацией Программы является превращение обычного школьного класса в «сообщество исследователей» (community of inquiry), коллективно ищущее истину методом «сократического диалога». Этапами исследовательского поиска являются: анализ контекста ситуации, формулировка относящихся к нему филос. проблем, конструирование гипотез, обсуждение критериев доказательств, выработка «хорошего суждения». По идее разработчиков, школьное сообщество исследователей является оптимальным местом для выработки как когнитивных, так и этико-социальных навыков. Программа оснащена обширными пособиями для учителей, дающими возможность преподавателю школы вести многоплановый диалог в классе.
Поддержанная ЮНЕСКО и др. международными образовательными организациями, программа «Ф.д.д.» во многих странах оказала большое влияние на теорию и практику преподавания философии в школе. Ее методика используется и в высшей школе.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


.

Смотреть что такое "ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ" в других словарях:

  • “ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ” —     “ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ” программа обучения философии в школе, подготовленная в 1970 х гг. в Институте по развитию философии для детей (Монтклер, США) под руководством Метью Липмана; среди разработчиков Э. Шарп, Ф. Асканян, Г. Метьюс, Р. Рид, М …   Философская энциклопедия

  • Энциклопедия для детей — Энциклопедия для детей  универсальная многотомная энциклопедия издательства «Мир энциклопедий Аванта+», предназначенная для детей и взрослых. В аннотациях к каждому тому указано: «адресовано детям старшего и среднего школьного возраста, их… …   Википедия

  • ЛИТЕРАТУРА для детей и юношества — область худож. творчества. Включает худож., науч. худож. и науч. популярные произведения, написанные специально для детей, а также лит. произведения, к рые отвечают духовным и эстетич. запросам ребенка, возможностям его восприятия и поэтому… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ФИЛОСОФИЯ ПРАВА — ’ФИЛОСОФИЯ ПРАВА’ работа Гегеля (опубликована в 1821). Лекции Гегеля по праву, религии, эстетике, истории философии и философии истории были изданы уже после его смерти. Лично Гегелю принадлежит авторство лишь конспекта по философии права,… …   История Философии: Энциклопедия

  • Философия в Норвегии — Философия Норвегии. Философия в Норвегии начала самостоятельно развиваться лишь после основания в 1811 году университета в Кристиании (ныне Осло). Одним из ее первых представителей был Нильс Трешов (1751 1833), преподававший с 1813 года в… …   Википедия

  • ФИЛОСОФИЯ ПРАВА — работа Гегеля (опубликована в 1821). Лекции Гегеля по праву, религии, эстетике, истории философии и философии истории были изданы уже после его смерти. Лично Гегелю принадлежит авторство лишь конспекта по философии права, предназначенного для… …   История Философии: Энциклопедия

  • Философия разрушения — Разрушение  философия различных мыслителей, видящих в разрушении, терроре, прогресс. «Каждый пусть опояшется мечом, и брат пусть не щадит брата, отец  сына, сын  отца, сосед  соседа. Убейте их всех одного за другим, чтобы… …   Википедия

  • Философия Жака Руссо — Жан Жак Руссо писатель и мыслитель Дата рождения: 28 июня 1712 Место рождения: Женев …   Википедия

  • Философия морали — Этика  (греч. ἠθικόν, от др. греч. ἦθος  этос, «нрав, обычай»)  исследование первопричин морали. Этика есть учение о морали и о нравственности. В Викисловаре есть статья «этика» Термин впервые употреблён Аристотелем как обозначение особой области …   Википедия

  • Философия Жан-Жака Руссо — Основная статья: Жан Жак Руссо Pуссо, как проводник новых общественных и политических идеалов, особенно в трёх главных его сочинениях: в «Новой Элоизе», «Эмиле» и «Общественном договоре». В «Письме к д Аламберу» Pуссо называет «Клариссу Гарло»… …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.