ТРИАДА


ТРИАДА
ТРИАДА
(от греч. trias, род. п. triados — «троица») — метод филос. конструирования, в античности широко применявшийся в платонизме и неоплатонизме. Принцип Т. использован во втором письме Платона при описании структуры универсума (учение о трех царях всего). Представители среднего платонизма учили о трех началах («образецдемиургматерия») и трех ступенях бытия («ум-нус — душа-псюхе — космос»). Эта последняя Т. была истолкована Плотином как Т. «начальных ипостасей», как реализация и форма проявления более высокого принципа — Единого; наряду с этим у Плотина и Лорфирия признавалась Т. надкосмических сверхчувственных «природ» («единоеумдуша»). Более отчетливо принцип Т. как метод филос. конструирования проявился в Т. категорий платоновского «Филеба» «предел — беспредельное — число», где число — средний член между двумя противоположностями; в «умной» Т. «бытиежизнь — ум» у Плотина, где «умная» жизнь совмещает в себе «объективность» бытия и «субъективность» мысли. Последующие неоплатоники (начиная с Прокла) понимали эту Т. как Т. умопостигаемого, мыслящего и умопостигаемого-и-мыслящего миров в пределах ума. Чисто методический смысл, не предполагающий конкретного онтологического истолкования, имеет неоплатоническая Т. «пребывание — выступление — возвращение», наиболее полно применяемая у Прокла; третий член данной Т. объединяет крайности первых двух и представляет собой некую «середину» между ними; чисто конструктивный характер данной Т. не предполагает понимания ее как последовательного движения во времени.
Христианское учение о Т. (Троице), используя мыслительные модели неоплатонизма, существенно отличается от неоплатонической доктрины: ипостаси христианской Т. — «лица», а не безличные сущности, и они находятся на одном онтологическом уровне («единосущны»), в отличие от нисходящих ступеней Т. у неоплатоников. Принцип Т. получает широкое развитие в классической нем. философии у И.Г. Фихте, Ф.В.И. Шеллинга и особенно Г.В.Ф. Гегеля, который превратил Т. в универсальную схему всякого процесса развития: тезис (исходный момент), антитезис (переход в противоположность, отрицание), синтез противоположностей в новом единстве (снятие, отрицание отрицания).

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.

ТРИАДА
        (от греч. , род. падеж — троица), метод филос. конструирования, в античности широко применявшийся в платонизме и неоплатонизме. Принцип Т. использован во 2-м платоновском письме при описании структуры универсума (учение о трёх царях всего). Представители среднего платонизма учили о трёх началах («образец — демиург — материя») и трёх ступенях бытия («ум-нус — душа-псюхе — космос»). Эта последняя Т. была истолкована Плотиной как Т. «начальных ипостасей» (у Порфирия — Т. «совершенных и целостных ипостасей»), как реализация и форма проявления более высокого принципа — единого; наряду с этим у Плотина и Порфирия признавалась Т. надкосмических сверхчувств. «природ» («единое — ум — душа»). Более отчётливо принцип Т. как метод филос. конструирования проявился в Т. категорий платоновского «Филеба» «предел — беспредельное — число», где число — средний член между двумя противоположностями; в «умной» Т. «бытие — жизнь — ум» у Плотина «умная» жизнь совмещает в себе «объективность» бытия и «субъективность» мысли; последующие неоплатоники (начиная с Прокла) понимали эту Т. как Т. умопостигаемого, мыслящего и умопостигаемого-имыслящего миров в пределах ума. Чисто методич. смысл, не предполагающий конкретного онтологич. истолкования, имеет неоплатонич. Т. «пребывание — выступление — возвращение», наиболее полно применяемая у Прокла (см. «Начала теологии»); третий член данной Т. объединяет крайности первых двух и представляет собой некую «середину» между ними; чисто конструктивный характер данной Т. не предполагает понимания её как последоват. движения во времени.
        Христ. учение о Т. (Троице), используя мыслит. модели неоплатонизма, существенно отличается от неоплатонич. доктрины: ипостаси христ. Т.— «лица», а не безличные сущности, и они находятся на одном онтологич. уровне («единосущны»), в отличие от нисходящих ступеней Т. у неоплатоников.
        Принцип Т. получает широкое развитие в нем. клас-сич. идеализме — у Фихте, Шеллинга и особенно Гегеля, который превратил Т. в универс. схему всякого процесса развития: тезис (исходный момент), антитезис (переход в противоположность, отрицание), синтез противоположностей в новом единстве (снятие, отрицание отрицания).
        О марксистском понимании трёх стадий процесса развития см. в ст. Отрицания отрицания закон.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

ТРИА́ДА
(от греч. τριάς, род. падеж τριάδος – троица) – термин, означающий тройств. ритм движения бытия и мышления. Т. была предметом теоретич. исследования еще у Платона, в неоплатонизме (особенно у Прокла). В нем. классич. идеализме – у Фихте, Шеллинга и особенно у Гегеля Т. становится осн. диалектич. принципом развития. Гегель, излагая диалектич. последовательность развития по Т., предупреждал, что троичность есть "...всецело поверхностная, лишь внешняя сторона способа познания" (Соч., т. 6, М., 1939, с. 311), хотя сам часто злоупотреблял триадич. схематизмом. Основатели марксизма, приняв принцип Т. в развитии бытия и познания, отвергли гегелевскую предпосылку, согласно к-рой субъектом триадич. развития является абс. идея. Маркс (см. "Капитал", т. 1, 1955, с. 718–67), Энгельс в полемике с Дюрингом (см. "Анти-Дюринг", 1969, с. 129–142), Ленин (см. "Что такое друзья народа...", в кн.: Соч., т. 1, с. 111–313) и Плеханов (см. "Еще раз г. Михайловский, еще раз „триада“", в кн.: Избр. филос. произв., т. 1, 1956, с. 731–37) в полемике с Михайловским разъясняли, что существенным в понимании развития является для диалектич. материализма не схема Т., но понимание развития как противоречивого процесса, осуществляющегося через снятие противоречия на высшей ступени этого развития, через отрицание и отрицание отрицания.
В. Асмус. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

ТРИАДА
    ТРИАДА (от греч. τριάς, род. пааеж τριάδος — троица) — метод философского конструирования, в Античности широко применявшийся в платонизме и неоплатонизме. Принцип триады использован во 2-м платоновском письме при описании структуры универсума (учение о трех царях всего). Представители среднего платонизма учили о трех началах (“образец — демиург — материя”) и трех ступенях бытия (“ум-нус — душапсюхе — космос”). Эта последняя триада была истолкована Плотином как триада “начальных ипостасей” (у Порфирия — триада “совершенных и целостных ипостасей”), как реализация и форма проявления более высокого принципа — Единого; наряду с этим у Плотина и Порфирия признавалась триада надкосмических сверхчувственных “природ” (“единое— ум—душа”). Более отчетливо принцип триады как метод философского конструирования проявился в триаде категорий платоновского “Филеба” “предел—беспредельное — число”, где число — средний член между двумя противоположностями; в “умной” триаде “бытие — жизнь — ум” у Плотина “умная” жизнь совмещает в себе “объективность” бытия и “субъективность” мысли; последующие неоплатоники (начиная с Прокла) понимали эту триаду как триаду умопостигаемого, мыслящего и умопостигаемого-и-мыслящего миров в пределах ума. Чисто методический смысл, не предполагающий конкретного онтологического истолкования, имеет неоплатоническая триада “пребывание — выступление — возвращение”, наиболее полно применяемая у Прокла (см. “Начала теологии”), третий член данной триады объединяет крайности первых двух и представляет собой некую “середину” между ними; чисто конструктивный характер данной триады не предполагает понимания ее как последовательного движения во времени.
    Христианское учение о триаде (Троице), используя мыслительные модели неоплатонизма, существенно отличается от неоплатонической доктрины: ипостаси христианской триады — “лица”, а не безличные сущности, и они находятся на одном онтологическом уровне (“единосущны”), в отличие от нисходящих ступеней триады у неоплатоников.
    Принцип триады получает широкое развитие в классической немецкой философии у Фихте, Шеллинга и особенно Гегеля, который превратил триаду в универсальную схему всякого процесса развития: тезис (исходный момент), антитезис (переход в противоположность, отрицание), синтез противоположностей в новом единстве (снятие, отрицание отрицания). См. также Тезис и антитезис.
    Ю. А. Шичалин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Синонимы:

Смотреть что такое "ТРИАДА" в других словарях:

  • Триада — Триада (греч. τριάς, род. падеж τριάδος)  Единство, образуемое тремя раздельными членами и частями. В Викисловаре есть статья « …   Википедия

  • ТРИАДА — В музыке: трезвучие, созвучие трех тонов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТРИАДА то же, что троица. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • триада — тройка, тернар; триединство, троичность, трехступенчатость, троица, единство Словарь русских синонимов. триада см. триединство Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Алекс …   Словарь синонимов

  • ТРИАДА — ТРИАДА, триады, жен. (греч. trias) (книжн.). Целое, состоящее из трех раздельных членов или частей. Диалектическая триада (термин идеалистической философии Гегеля, означающий три ступени развития процесса: тезис, отрицаемый антитезисом, и синтез …   Толковый словарь Ушакова

  • триада — ы, ж. triade f. троица. Единство, образуемое тремя отдельными частями, членами. МАС 2. эмигр. Число русских < советских> эмигрантов можно условно разделить на две антагонистические группы: тех, кто оказавшись за границей, продолжает… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ТРИАДА — (от греческого trias, родительный падеж triados троица), философский термин, означающий тройственный ритм движения бытия и мышления. Разрабатывалась Платоном и неоплатонизмом, в основном Проклом. В немецкой классической философии (особенно у… …   Современная энциклопедия

  • ТРИАДА — одно из общих названий различных антиманьчжурских тайных обществ в Китае в 18 нач. 20 вв …   Большой Энциклопедический словарь

  • ТРИАДА — (от греч. trias род. п. triados троица), философский термин, означающий тройственный ритм движения бытия и мышления. Разрабатывалась Платоном и неоплатонистами, особенно Проклом. В немецкой классической философии (особенно у Гегеля) становится… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ТРИАДА — ТРИАДА, ы, жен. (книжн.). Единство, образуемое тремя раздельными членами и частями. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Триада —     ТРИАДА или Трое. Десять Сефиротов при созерцании представляются в в иде группы из трех триад: Кэтер, Хокма и Бина образуют небесную триаду; Хезед, Гебура и Тиферет вторую; Нецах, Ход и Иесод низшую триаду. Десятая Сефира, Малкут, стоит позади …   Религиозные термины

Книги

  • Триада, Борис Фальков. Вашему вниманию предлагается книга Б. Фалькова "Триада"… Подробнее  Купить за 607.5 руб
  • Триада, Фальков Б.. Представляем вашему вниманию книгу Бориса Фалькова "Триада" . . Фальков Борис Викторович, 1946, Москва. Член германского центра международного П. Э. Н.-Клуба. Автор многихроманов («Моцарт из… Подробнее  Купить за 520 руб
  • Триада, Крусанов Павел. В это издание вошли три культовых романа известного петербургского писателя Павла Крусанова: "Укус ангела", "Бим-Бом" и"Американская дырка"… Подробнее  Купить за 436 руб
Другие книги по запросу «ТРИАДА» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.