- Варна
- ВÁРНА (др.-инд. várna, "цвет", "внешний облик", "вид", "род", "качество", "достоинство", "разряд людей"), социальный институт, относящийся к сословной структуре древнеиндийского общества и глубоко укоренённый в древнеиндийской мифологии. Впервые четыре В. (без употребления слова "В.") упоминаются в "Пуруша-сукте" "Ригведы", где излагается происхождение В. из частей тела первочеловека Пуруши: "Когда Пурушу расчленили…, его рот стал брахманом, его руки сделались раджанья [кшатрии], его бёдра вайшья, из ног родился шудра" (РВ X 90). Более поздние памятники повторяют как идею четырёх В., так и мотив их происхождения от некоего демиурга или культурного героя, родоначальника традиции, при этом употребляется и само слово "В.". В поздней брахманской литературе В. возникают из бога-творца Брахмы, иногда из частей тела Вишну (обычно в воплощении Кришну), изредка из Шивы. Одна из самых известных версий сюжета мифологической трансформации божественного персонажа или первочеловека в элементы социальной структуры (в данном случае в В.) содержится в "Законах Ману" (где варновая структура общества получила свою кодификацию): "А ради процветания миров он [Брахма] создал из своих уст, рук, бёдер и ступней брахмана, кшатрия, вайшью и шудру" (I 31); "А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый, для рождённых от уст, рук, бёдер и ступней установил особые занятия. Обучение, изучение [вед], жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение [милостыни] он установил для брахманов. Охрану подданных, раздачу [милостыни], жертвоприношение, изучение [вед] и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия. Пастьбу скота, и также раздачу [милостыни], жертвоприношение, изучение [вед], торговлю, ростовщичество и земледелие для вайшья. Но только одно занятие владыка указал для шудр служение этим варнам со смирением" (I 8791, Сравни X 45). В этом же памятнике приводится и другие.гая версия происхождения В. от великих риши, сыновей Ману и внуков Брахмы; от Кави (Бхригу) брахманы, от Ангираса кшатрии, от Пуластьи вайшьи, от Васиштхи шудры (III 198), Сравни также "Брахманы, кшатрии и другие.гие варны произошли от Ману>>, поэтому они манавы" (Мбх. I 75, 3188). Последовательность возникновения В. также известна в ряде вариантов. Основной из них предполагает постепенное возникновение В. и состояние, когда все люди были добродетельными и, следовательно, брахманами (по одному из вариантов, впоследствии красные брахманы стали кшатриями, жёлтые вайшьями, чёрные, "потерявшие чистоту" шудрами; Мбх. XII 181, 13). По некоторым вторичным источникам, напр. джайнским, первыми возникли кшатрии, потом вайшьи и, наконец, брахманы и шудры. Философизированный вариант упанишад предлагает концепцию развития, по которой из брахмана как божественной ипостаси создана Кшатра, ипостась воинской В. (т. е. боги кшатрии: Индра, Варуна, Сома и т.п.), затем Виш, ипостась вайшьев (т. е. васу, рудры и т.п.), и, наконец, В. шудр (Брихад.-уп. I 4, 1114). Такое соотнесение социальных функций (магико-юридической, жреческой, воинской, производственной), данных в ипостасной форме, божеств данной функции и, наконец, В. в основе своей весьма архаично и подтверждает некоторые положения теории трёх социальных функций Ж. Дюмезиля. В данном случае важен параллелизм и изоморфизм человеческих В. и божественных классов: в основе тех и другие.гих находится некий общий образец, характеризующийся четырёхчленной структурой иерархического устройства и особым соотношением элементов (3+1). Шудры оказываются единственной В., лишённой социальных функций, признаваемых в индо-арийском обществе почётными и полезными. Первые три В. считались принадлежащими к "дваждырождённым" (поскольку они проходили через посвящение, рассматривавшееся как второе рождение), а шудры "однорождёнными", лишёнными посвящения (в "Законах Ману" III 15 они называются даже "лишёнными рождения"). Такая четырёхчленная структура, совпадая с другими её образами и воплощениями (четыре времени жизни, четыре юги великих века, схемы города, храма, тетрады богов и т.д.) соотносится с обеими структурами схемы древа мирового, выражающимися в числе горизонтальной (число четыре) и вертикальной (три). Цветовая символика В. (брахманы белый цвет, кшатрии красный, вайшьи жёлтый, шудры чёрный) тоже имеет нередко соответствие в распределении цветов, характеризующих схему мирового древа. Эта цветовая символика В. в ряде текстов (Мбх. XIV 3639, "Законы Ману" XII 2450 и другие.) получает семантическую интерпретацию в оценочно-характерологическом плане: белый цвет брахманов благость, красный цвет кшатриев страсть, жёлтый цвет вайшьев смешение двух первых качеств, чёрный цвет шудр темноту. Но у этой четырёхчленной цветовой системы есть двоичный образ универсального характера (белый-чёрный). В мифопоэтических текстах есть указания на то, что классическая четырёхварновая система выводится из более древней двоичной системы. На двучленные структуры ориентируют древнейшие свидетельства об употреблении слова "В."; "убивая дасью, он [Индра] оказывал покровительство варне ариев" (РВ III 34, 9); "Боги усмиряют гнев дасы, да приведут они нашу варну к благополучию (РВ I 104, 2); "Агастья, могучий праотец, который. желал детей, потомства и силы, поддерживал обе варны" (РВ I 179, 6). Эта двоичность нередко встречается и в более поздних текстах, правда, с изменением членов противопоставления. Один из ранних примеров в "Тайттирия-брахмане" (I 26): "Брахман и шудра противостоят по различию кожи. Брахман божественная варна, шудра же асурская" (т. е. демонская). Впрочем, выражение "асурская варна" появляется уже в "Ригведе" (IX 71, 2), и оно может быть интерпретировано как то, что предшествует В. шудр. Дасью (дасы) представляли собой автохтонное племя, враждебное ариям и отличавшееся от них тёмным цветом кожи. Уже само наличие двоичного противопоставления "В. ариев" "В. дасов" (РВ I 104, 2; II 12, 4; III 34, 9) при том, что дасы определяются как чёрные, отсылает к правдоподобной реконструкции: белый (арии) чёрный (дасы) как обозначение своего и не своего (чужого). Употребление термина "В." в значении "сословие" появляется лишь в период брахман (Шат.-бр. V 5, 4, 9, VI 4, 4, 13).
Лит.: История и культура Древней Индии, М., 1963; Касты в Индии, М., 1965; Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф., Древняя Индия. Исторический очерк, М., 1969; Rangaswami Aiyangar K. V., Aspects of the social and political system of manusmrti, Lucknow, 1949; Srinivas M. N., Religion and society among the coorgs of South India, Oxf., 1952; Agrawala V. S., India as known to Pānini, Lucknow, 1953; Apte V. M., Social and religious life in the Grihya-sūtras, Bombay, [1954]; Pillai G. K., Origin and development of caste, Allahabad, 1959; Barua P. L., The Doctrine of Caste in Early Buddhism, "Journal of the Bombay Branch of the Royal asiatic Society", 1959, No 4.В. H. Топоров
.