- ТОТ
- ТОТ
Джехути (dhwtj), в египетской мифологии бог мудрости, счёта и письма. Женой Т. считалась богиня истины и порядка Маат. Происхождение Т. относится к древнейшему периоду, отсюда эпитеты Т. - «владыка бедуинов», «владыка чужеземных стран». Центром культа был город Шмун (Хемену, букв. «восемь»; греч. Гермополь) 15-го Заячьего нома. Культ зайца был вытеснен культом Т., а из почитавшихся священных животных (восьми богов-лягушек, змеи и павиана) только павиан сохранился как священное животное Т. и его функции ведущего в праздниках фараона были перенесены на Т.
Т. посвящены пять добавочных дней вне 12-ти месяцев года. Жрецами Т. были гермопольские номархи. В кон. 2-го тыс. до н. э. они носили титул сыновей Т. и ставили после имени царскую формулу: «анх, уджа, сенеб» («да будет он жив, здоров и благополучен»). Священным животным Т. был ибис (Т. обычно изображали в виде человека с головой ибиса, палетка писца была его атрибутом). Как божество астральное Т. отождествлялся с луной, он считался сердцем бога Ра и изображался позади Расолнца. В позднем Египте Т. называли «серебряный Атон» («серебряный диск»).
Т. приписывалось создание всей интеллектуальной жизни Египта. Как бог луны он вёл счёт дням, месяцам, году. Он разделил время на месяцы и годы, его называли «владыка времени». Он записывал дни рождения и смерти людей и вёл летописи. Т. создал письменность и научил людей счёту и письму. Писцы считали его своим покровителем и перед началом работы совершали ему возлияния. Под покровительством Т. находились все архивы и знаменитая библиотека Гермополя. Т. «управлял всеми языками» и сам считался языком бога Птаха. В эллинистический период Т. приписывалось создание священных книг, а также «Книги дыхания» (она создана в позднем Египте, вместе с «Книгой мёртвых» её клали в гробницу как имеющую магическую силу). В культе мёртвых и в погребальном ритуале Т. принадлежала ведущая роль. Как везир богов и писец эннеады богов Т. присутствовал на суде Осириса. В «Книге мёртвых» Т. изображался около весов записывающим результат взвешивания сердца. Поскольку Т. участвовал в оправдании Осириса и давал приказ о его бальзамировании, он принимает участие в погребальном ритуале всякого египтянина. Т. выступает защитником Осириса, прекращает борьбу Сета с Гором. Т. охраняет каждого покойного и ведёт его в царство мёртвых. На этом основании Т. отождествлялся с богом Гермесом, который считался Психопомпом («ведущим души»). В религиозно-мистической литературе древних греков Т. выступал под именем Трисмегиста («трижды очень великого»). Отождествлялся с римским богом Меркурием.
Лит.: Тураев Б. А., Бог Тот, Лейпциг, 1898.
Р. И. Рубинштейн.(Источник: «Мифы народов мира».)Тот(Джехути)1) в египетской мифологии бог мудрости, счета и письма. Женой Тота считалась богиня истины и порядка Маат. Происхождение Тота относится к древнейшему периоду. отсюда эпитеты Тот - "владыка бедуинов", "владыка чужеземных стран". Центром культа был город Шмун (Хемену, буквально "восемь"; греческий Гермополь) 15-го Заячьего нома. Культ зайца был вытеснен культом Тота из почитавшихся животных (восьми богов-лягушек, змеи и павиана) только павиан сохранился как священное животное Тот и его функции ведущего в праздниках фараона были перенесены на Тота. Тоту посвящались пять добавочных дней вне 12-ти месяцев года. Жрецами Тота были гермопольскне номархи. В конце 2-го тысячелетия до н.э. они носили титул сыновей Тота и ставили после имени царскую царскую формулу: "анх, уджа, сенеб" ("да будет он жив, здоров и благополучен"). Священным животным Тота был ибис (Тот обычно изображался в виде человека с головой ибиса, палетка писца была его атрибутом). Как божество астральное Тот отождествлялся с луной, он считался сердцем бога Ра и изображался позади Ра-солнца. В позднем Египте Тота называли "серебряный Атон" ("серебряный диск"). Тоту приписывали создание всей интеллектуальной жизни Египта. Как бог луны он вел счет дням. месяцам, году. Он разделил время на месяцы и годы. его называли "владыка времени". Он записывал дни рождения и смерти людей и вел летописи.Тот создал письменность и научил людей счету и письму. Писцы считали его своим покровителем и перед началом работы совершали ему возлияния. Под покровительством Тота находились все архивы и знаменитая библиотека Гермополя. Тот "управлял всеми языками" и сам считался языком бога Птаха. В эллинистический период Тоту приписывали создание священных книг. а также "Книги дыхания" (она создана в позднем Египте, вместе с "Книгой мертвых" ее клали в гробницу как имеющую магическую силу). В культе мертвых и в погребальном ритуале Тоту принадлежала ведущая роль. Как визиру богов и писец эннеады богов Тот присутствовал на суде Осириса. В "Книге мертвых" Тот изображался около весов, записывающий результат взвешивания сердца. Поскольку Тот участвовал в оправдании Осириса и давал приказ о его бальзамировании он принимает участие в погребальном ритуале всякого египтянина. Тот выступает защитником Осириса, прекращает борьбу Сета с Гором. Тот охраняет каждого покойного и ведет его в царство мертвых. На этом основании Тот отождествлялся с богом Гермесом, который считался Психопомпом ("ведущим души"). В религиозно-мистической литературе древних греков Тот выступал под именем Трисмегиста ("трижды очень великого"). Отождествлялся с римским богом Меркурием.В. Д. Гладкий "Древний Мир" Том 22) один из двенадцати месяцев Древнеегипетского календаря.В. Д. Гладкий "Древний Мир" Том 2(Источник: «Древнеегипетский словарь-справочник».)ТОТв египетской мифологии бог мудрости, счета и письма, покровитель наук писцов, священных книг, создатель календаря. Женой Тота была богиня истины и порядка Маат. Его священным животным считали ибиса, а самого бога изображали в виде человека с головой ибиса. По легенде люди не погибли от засухи, Тот возвратил в Египет богиню влаги Тефнут. Его считали сердцем бога Ра и на изображениях ставили позади бога солнца. Тот считался покровителем и создателем всех наук. Будучи «Владыкой времени», он разделил время на годы, месяцы и дни. Считалось, что Тот записывал дни рождения и смерти людей, вел летописи Египта.(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)Тот.
Тот.
Рельеф в храме Рамсеса II в Фивах.
XIII в. до н. э.Тот и Ра-Гор-эм-ахет.
Тот и Ра-Гор-эм-ахет.
Рисунок из «Книги мёртвых» принцессы Неситанебташру.
Около 970 до н. э.
Лондон.
Британский музей.Тот и Сети I в образе Осириса.
Тот и Сети I в образе Осириса.
Рельеф в храме Сети I в Абидосе.
Около 1300 до н. э.Анубис и Тот на суде Осириса взвешивают сердце умершего.
Анубис и Тот на суде Осириса взвешивают сердце умершего.
Роспись деревянного ящика для статуэток ушебти.
2 тысячелетие до н. э.
Париж.
Лувр.
Статуэтка писца и бога Тота, покровителя писцов. Около 1360 г. до н.э.
"Книга мертвых" Хунефера: фрагмент главы 17. Около 1310 г. до н.э.
"Книга мертвых" Тахерит: фрагмент. Около 1000 до н.э. (21 династия).
.