СЯНЬ


СЯНЬ
СЯНЬ
(«бессмертный»), сяньжэнь («бессмертный человек»), шэнь-сянь («божественный бессмертный»), тянься^нь («небесный бессмертный», «небожитель»), в китайской даосской и поздней народной мифологии разряд святых. По мнению китайских учёных, представление о С. сложилось примерно в 5-4 вв. до н. э. в царствах Ци (на полуострове Шаньдун) и Янь (район современного Пекина) в результате трансформации веры в бессмертие души, поднимающейся в небо в момент сожжения трупа умершего. Согласно древнему преданию, Чисун-цзы, например, мог входить в огонь и сжигать себя, постоянно таким образом поднимаясь на гору Куньлунь. Постепенно достижение состояния С. стало ставиться в зависимость от принятия снадобий растительного происхождения (из хризантемы, стоголовника и др.), минералов (нефрита, золота, киновари), некоторых древесных грибов и т. п., от особого типа физических и дыхательных упражнений, а также от ряда пищевых запретов и особых способов удержания спермы. Даосская система постепенного превращения человека в бессмертного отличалась от более ранних представлений о мгновенном переходе в состояние бессмертия при сожжении или разрубании тела.
Одновременно появляется и представление о С. как о святых отшельниках, живущих в глухих местах в гоpax и среди озёр. По-видимому, значительно позднее рождается миф о С., обитающих на горах (Пэнлай и др.), которые плавают в море, или на горе Куньлунь. В старинных даосских сочинениях называются 24 уединённых места (чжи), главным образом горные приюты, где можно стать С. Особенность жизни С. - их постоянные полёты на журавлях (хэ; сяньхэ, «журавль бессмертных»), умение мчаться на облаках. В даосском сочинении «Юньцзи ци цянь» говорится о девяти С., населяющих высшую сферу Тайцин (см. Сань цин).
Понятие С. включало в себя более древние представления о шэньжэнь («божественном человеке»), о котором говорится в древних даосских трактатах («Чжуан-цзы», 4-3 вв. до н. э., «Ле-цзы», 4 в. до н. э. - 4 в. н. э.). Чжуан-цзы, например, говорил о «божественном человеке» (или «божественных людях»): его кожа напоминает лёд и снег, он не ест злаков, вдыхает ветер, пьёт росу, ездит на облаках, управляя летающими драконами, и странствует за пределами Четырёх морей (т. е. Китая). В ранних текстах на С. нередко переносились и некоторые черты мифических первопредков, отсюда, например, название дажэнь («большой человек», «великан»), предания об огромных следах С., напоминающие миф о том, как женщина из рода Хуасюй наступила на след великана и родила Фу-си. В китайских народных преданиях и сказках образ С. функционально близок доброму волшебнику европейских сказок. С. чаще всего имеет облик белобородого старца (реже старухи), предсказывающего судьбу, помогающего герою в безвыходной ситуации и мгновенно исчезающего. В изобразительном искусстве С. нередко изображается с атрибутами бессмертия или долголетия (чудодейственный гриб - чжи, сосна, олень, журавль), с открытыми вислыми грудями и животом, распущенными волосами, босыми ногами и т. п. признаками свободы от мирской суеты и условностей. Образы С. известны китайской классической поэзии и поэзии сопредельных стран (Кореи, Вьетнама, Японии). В некоторых буддийских памятниках даосское понятие С. использовалось для обозначения святых. См. также ст. Восемь бессмертных.
Лит.: Вэнь И-до, Шэньсянь као (Разыскания о бессмертных), в его кн.: Шэньхуа юй ши (Мифы и поэзия), Пекин, 1957, с. 153-80; Гу Цзе-ган. Шэньсянь юй фанши (Бессмертные и маги), в его кн.: Цинь Хань-ды фанши юй жушэн (Маги эпох Цинь и Хань и коифуцианцы), Шанхай, 1955, с. 9-12; Фу Цинь-цзя, Чжун-го даоцзяо ши (История даосизма в Китае), Тайбэй, 1972. с. 3-8; Тай-пин гуан цзи (Обширные записи годов Тай-пин). т. 1, Пекин, 1959, с. 1- 439; Wегnег Б. Т. С., A dictionary of Chinese mythology. Shanghai. 1932, p. 167-69.
Б. Л. Рифтин.

(Источник: «Мифы народов мира».)
Даосский святой на облаках.

Даосский святой на облаках.


Даосский святой на облаках.
Настенная живопись.
XIII в.
Храм Юнлэгун (провинция Шаньси).

Даосский святой на облаках.

Даосский святой на облаках.


Даосский святой на облаках (с курильницей в руках).
Настенная живопись.
XIII в.
Храм Юнлэгун (провинция Шаньси).

Танцующий сянь.

Танцующий сянь.


Танцующий сянь.
Фрагмент настенной живописи в когурёской гробнице № 5.
VI в.
Тунгоу, Цзиань, КНР.

Небесная дева (


Небесная дева ("Пусть подряд рождаются знатные сыновья"). Конец 19-начало 20 вв.

Бессмертные и даосские отшельники (Чудотворный гриб линчжи и пожелание долголетия). Конец 19 - начало 20 века вв.


Бессмертные и даосские отшельники (Чудотворный гриб линчжи и пожелание долголетия). Конец 19 - начало 20 века вв.


.

Смотреть что такое "СЯНЬ" в других словарях:

  • СЯНЬ — СЯНЬ, в китайской даосской мифологии бессмертные святые, обитающие на г. Куньлунь (см. КУНЬЛУНЬ (в мифологии)) , летающие на облаках или журавлях …   Энциклопедический словарь

  • СЯНЬ — в китайской даосской мифологии бессмертные святые, обитающие на г. Куньлунь, летающие на облаках или журавлях …   Большой Энциклопедический словарь

  • Сянь-Фо — …   Википедия

  • Сянь —          сяньжэнь, шэньсянь в кит. даосской и поздней нар. миф. разряд святых («бессмертных»). По мнению кит. ученых, представл. о С. сложилось примерно в 5 4 вв. до н.э. в царствах Ци (на п ове Шаньдун) и Янь (р н совр. Пекина) в результате… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • сянь — (кит.) Поздовжній неф, сформований паралельними рядами колон у китайському житловому павільйоні …   Архітектура і монументальне мистецтво

  • СЯНЬ СЮЭ —     СЯНЬ СЮЭ (кит. учение о бессмертии) одна из важнейших доктрин даосизма, аспект даосской теории и практики “вскармливания жизни” (ян шэн сюэ), которая в европейской литературе иногда именуется макробиотикой и в целом ассоциируется с …   Философская энциклопедия

  • Сянь-хоу (царство Цзинь — Сянь хоу (царство Цзинь, эпоха Чуньцю) Цзиньский Сянь хоу (晉獻侯) – восьмой правитель царства Цзинь в эпоху Чуньцю по имени Цзи Цзи (姬籍). Занял трон после своего отца Си хоу. Правил 11 лет (823 до н. э. – 812 до н. э.). После смерти Сянь хоу… …   Википедия

  • Сянь (фамилия) — Клан Сянь соединять Клан Сянь мыть Сянь (Xian) два китайских клана ( две фамилии ). 冼 мыть. 咸 соединять …   Википедия

  • Сянь-хоу (царство Цзинь, эпоха Чуньцю) — Цзиньский Сянь хоу (晉獻侯) – восьмой правитель царства Цзинь в эпоху Чуньцю по имени Цзи Цзи (姬籍). Занял трон после своего отца Си хоу. Правил 11 лет (823 до н. э. – 812 до н. э.). После смерти Сянь хоу престол наследовал его сын Му хоу. Категории …   Википедия

  • Сянь Дунмэй — Спортивные награды Дзюдо Олимпийские игры …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «СЯНЬ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.