- ЗАГРОБНЫЙ МИР
- ЗАГРОБНЫЙ МИР
потусторонний мир, тот свет, в мифологии обитель умерших или их душ. Мифы о З. м. развились из представлений о загробной жизни, связанных с реакцией коллектива на смерть одного из членов и погребальными обычаями. Смерть воспринималась как нарушение нормальной жизнедеятельности коллектива в результате воздействия сверхъестественных причин (вредоносной магии, нарушения табу и т. п.). Психологический страх перед смертью (в сочетании с биологической опасностью, исходящей от разлагающегося трупа) персонифицировался в самом умершем, поэтому погребальные обычаи преследовали цель изолировать умершего и с ним - вредоносное воздействие смерти; одновременно, однако, существовала и противоположная тенденция - сохранить умершего вблизи живых, чтобы не нарушать целостность коллектива. Отсюда - древнейшие обычаи погребения (изоляции) на поселениях, в жилищах или специальных домах мёртвых, позднее - в некрополях (городах мёртвых) вблизи поселений. Соответственно амбивалентным было и отношение к умершему: с одной стороны, его почитали как предка-благодетеля (см., напр., Питары, Маны), с другой - боялись как вредоносного мертвеца или духа, обитающего вблизи живых. Представления о наделённых сверхъестественной силой «живых мертвецах», выходящих из могилы, нападающих на людей, приносящих болезни и смерть, присутствуют в мифологии и фольклоре многих народов (см., напр., Упырь). «Живых мертвецов» стремились умертвить вновь, связать и т. п., духов - отпугнуть шумом на похоронах, запутать дорогу в мир живых. Но самым действенным способом устранения вредоносных свойств покойника при сохранении связи с ним как с духом-покровителем считалось отправление его в З. м.
В. Я. Петрухин.(Источник: «Мифы народов мира».)Дух охотится на эму в стране предков.
Дух охотится на эму в стране предков.
Рисунок.
Австралия.Проводы шаманом умершего сородича в мир мёртвых.
Проводы шаманом умершего сородича в мир мёртвых: покинутый чум умершего, шаманский чум для совершения обряда проводов, мифическая родовая река, телесная душа умершего, залив в устье родовой реки, за которым начинается «нижняя земля»; место поселения мертвецов-сородичей.
Рисунок старика-эвенка Василия Шаршикталя.Загробный суд Осириса.
Загробный суд Осириса.
Взвешивание души.
Папирус.
Из гробницы в Дейр-эль-Бахри.
XIIX вв. до н. э.Культовый домик с черепом предка.
Культовый домик с черепом предка.
Соломоновы острова.
XIX в.
Лондон.
Британский музей.
"Загробный суд Осириса" из "Книга мертвых" Ани: глава 125. Около 1250 г. до н.э.
.