"Янычарская музыка"

"Янычарская музыка"
        (нем. Janitscharenmusik; англ. janissary, janizary, turkish music; франц. musique turque; итал. banda turca) - название, под к-рым в нач. 18 в. в Европе появился набор традиц. инструментов воен. оркестра янычар (от турецкого yeniзeri, букв. - новое войско; корпус регулярной пехоты Оттоманской армии, существовавший в сер. 14 - нач. 19 вв.). Янычарский оркестр кон. 17 - нач. 18 вв. включал большой барабан (дауль), 2 небольших барабанчика (сардар-нагара), 2 тарелки (цил), 7 медных труб (бори) и 5 шалмеев (цурнадер). Традиц. турецкая музыка, связанная с арабо-иранской муз. культурой (сходные лады, формы, муз. инструменты), была чуждой слуховому опыту европейца нач. 18 в.: со времён нашествия османов на Ср. Европу (сер. 17 в.) их воен. музыка воспринималась как варварская, дикая, рычащая, шумящая, гремящая, т. е. как специфич. сочетание тембров, инструментов, а не особый муз. язык.
        В нач. 18 в. оркестры янычарского войска попали в Европу. В 1720 полный комплект янычарских инструментов получил в дар от турецкого султана польский король Август II, в 1725 рус. императрица Екатерина I выписала из Константинополя турецкий воен. оркестр, в составе к-рого, кроме указанных инструментов, был и треугольник (известный в Европе с 14 в.); в 1741 янычарские инструменты появились в Австрии, затем в Пруссии и др. европ. странах. В моду вошёл жанр "турецкого", т. е. военного, марша с использованием "янычарского" тембрового колорита (в частности, большого барабана с тарелками, к к-рым часто присоединялся треугольник). Среди ударно-шумовых инструментов, вызывавших ассоциации с турецкой музыкой, был бунчук. Влияние "Я. м." как специфич. тембрового комплекса на европ. оперную и симф. музыку было очень заметным. Одним из первых воспользовался тарелками и треугольником в оперном оркестре А. Э. М. Гретри ("Марш цыган" из оперы "Тайная магия", 1778). В хорах и танцах скифов из оперы "Ифигения в Тавриде" (1779) К. В. Глюк для создания вост. колорита также вводит в оркестр тарелки и треугольник в сочетании с малым барабаном. Лучшие образцы органич. сплава янычарских тембров с тембровым комплексом классич. европ. оркестра - зингшпиль В. А. Моцарта "Похищение из сераля" (1782) и "Военная симфония" Гайдна (1794); тот же комплекс тембров присутствует в увертюре и марше Бетховена к пьесе Коцебу "Афинские развалины". В оркестре "Похищения из сераля" воспроизведён и типичный для янычар способ игры на большом барабане - колотушкой и прутом (Ruthe); в кон. 19 в. этот приём был повторен Г. Малером в 3-й части 2-й симфонии. Участие большого барабана с тарелками в "воинственных эпизодах" оперно-симф. партитур становится типичным для европ. музыки кон. 18-19 вв. Один из малоизвестных, но показательных образцов - "Немецкая военная песня" Моцарта (K.-V. 539, "Ich mцchte wohl der Reiser sein", 1788) для малого состава симф. оркестра с тарелками и большим барабаном, написанная в связи с австро-турецкой войной. Сочетанием тембров большого барабана, тарелок и треугольника, постоянно применявшимся в "триумфальной" музыке, воспользовался Л. Бетховен в финале 9-й симфонии.
        Стиль "alla turca" повлиял не только на орк., но и на фп. музыку (см., напр., финал фп. сонаты Моцарта A-dur, K.-V. 331). В нач. 19 в. создавались фортепьяно с имитацией тембров колокольчиков, тарелок и большого барабана. Механич. инструменты типа оркестриона также снабжались "янычарскими" тембрами, напр. оркестрион братьев X. Г. и И. Бауэров (Вена, 1828). Для одного из оркестрионов ("пангармоникон" И. Н. Мельцеля, 1806) Бетховен написал "Битву при Виттории", исполняемую в орк. редакции с тремя большими барабанами. Пример муз. эксперимента - произв. Л. Шпора "Ноктюрн для гармониума и янычарской музыки" (1815).

Литература: Штелин Я., Музыка и балет в России XVIII в., Л., 1935, с. 121-122; Рогаль-Левицкий Д., Современный оркестр, т. 3, М., 1956; Marsigli L. F., Stato militare deirimperio ottomanno..., La Haye - Amsterdam, 1732 (рус. пер.- Mapсильи Л.-Ф., Военное состояние Оттоманской империи..., ч. 1-2, СПБ, 1737); Farmer H. G., Military music, L., (1950); Gazimihal M. R., Tьrk askerо muzikalari tarihi, Istanbul, 1955; Altar С. M., W. A. Mozart im Lichte osmanisch-цsterreichischer Beziehungen, "RBM", 1956, v. 10, fasc. 3-4; Simon E., Mechanische Musikinstrumente frьherer Zeiten und ihre Musik..., Wiesbaden, 1960.

H. H. Ксенофонтова.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое ""Янычарская музыка"" в других словарях:

  • Янычарская музыка — Современный турецкий военный оркестр Янычарская музыка  термин, которым в начале 18 века в Европе обозначали набор традиционных инструментов военного оркестра янычар …   Википедия

  • ЯНЫЧАРСКАЯ МУЗЫКА — – оркестр, состоящий из духовых и ударных инструментов (большой барабан, тарелки, треугольник и бунчук), в особенности военный (См. Турецкая музыка) …   Музыкальный словарь Римана

  • Турецкая музыка —         Турецкая муз. культура имеет многовековую историю. На протяжении неск. столетий параллельно развивались муз. фольклор (т. е. собственно нар. творчество) и нар. проф. музыка устной традиции (т. н. традиционная, или классическая),… …   Музыкальная энциклопедия

  • Турки — У этого термина существуют и другие значения, см. Турки (значения). Запрос «Турок» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Турки …   Википедия

  • Краков —         (Krakуw) крупнейший (после Варшавы и Познани) муз. центр ПНР. 657 тыс. жит. (дек. 1973). На рубеже 11 12 вв. в К. был создан древнейший памятник культовой музыки сб. григорианских песнопений Liber usualis ( Pontificale ). В 13 в.… …   Музыкальная энциклопедия

  • Музыкальное искусство Великого княжества Литовского — Музыкальное искусство Великого княжества Литовского  искусство XIII XVIII веков, отражающее действительность и фантазии в звуковых художественных образах. Развивалось в рамках как народной, так и высокой культуры. Изначально наибольшее… …   Википедия

  • Культура Турции — Содержание 1 Литература 2 Архитектура 3 Музыка 4 Театр …   Википедия

  • Оркестр —         (от греч. orxestra круглая, позже полукруглая площадка антич. театра, где, совершая ритмич. движения, пел свои партии хор трагедии и комедии, от orxeomai танцую) предназначенный для совместного исполнения муз. произв. коллектив музыкантов …   Музыкальная энциклопедия

  • Вуоринен Ч. —         (Wuorinen) Чарлз (р. 9 VI 1938, Нью Йорк) амер. композитор и педагог. Учился у Дж. Бисона, О. Люнинга и В. Усачевского в Колумбийском ун те в Нью Йорке (до 1963); преподавал там же (1964 1971), затем в Принстоне, Бостоне и др. городах США …   Музыкальная энциклопедия

  • Оркестр — (от греч. ορχήστρα) большой коллектив музыкантов инструменталистов. В отличие от камерных ансамблей, в оркестре некоторые из его музыкантов образуют группы, играющие в унисон. Содержание 1 Исторический очерк …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»