- Шеншин А. А.
-
Александр Алексеевич (6 (18) XI 1890, Москва - 18 II 1944, там же) - сов. композитор, дирижёр, педагог. По муз.-теоретич. предметам занимался у Д. И. Аракишвили, С. Н. Кругликова, А. Т. Гречанинова (1907-08), затем у Р. М. Глиэра (1910-12) и Б. Л. Яворского (1914-15). В 1911-13 изучал инструментовку и дирижирование под рук. К. С. Сараджева, в 1921-22 обучался игре на фп. у E. P. Гнесиной. В 1915 окончил историко-филологич. ф-т Моск. ун-та, преподавал историю и лат. яз. в средних уч. заведениях Москвы (1915-21). Зав. муз. частью Моск. т-ра для детей, дирижировал оркестром этого т-ра (1921-25). Работал в редакции журн. "Современная музыка". В 1922-24 преподавал муз.-теоретич. предметы в Моск. консерватории, в 1924-29 - в Муз. техникуме им. А. Н. Скрябина, а также в др. уч. заведениях. Занимался с нек-рыми моск. певцами, готовил с ними камерный репертуар. В центре творчества Ш. - вок. и театр. музыка. Автор статьи "Принципы и методы общего музыкального образования" (в сб.: "Музыка в школе", 1921).
Сочинения: опера О'Тао (1927); оперетта Двенадцатая ночь (1939, Моск. т-р оперетты); балеты - Античные пляски (Дионис, 1933, Большой т-р), Повесть о Кармен (пост. 1935); для орк. - симф. поэмы Ийола (1918), Летние картины. Лирическая сюита для симфонического оркестра (по К. Д. Бальмонту, 1929); Драматическая увертюра (1943); камерно-инстр. ансамбли - струн. квартет (1943), фп. квинтет (1911); для фп. - 3 сонаты (1918; 1926; в стиле 18 в., 1930), 14 прелюдий (1910), 17 прелюдий (1918), 7 прелюдий (1926); 4 стихотворения А. С. Пушкина для хора a cappella (1933); для голоса с фп. - Из японских антологий (1913), Из лирики Запада (1921), 5 стихотворений Ш. Бодлера (1924), 5 песен на тексты И. В. Гёте (1932), Коктебель (7 стихотворений М. А. Волошина, 1932), 9 стихотворений А. С. Пушкина (1930-37), Былые годы (цикл на сл. М. Ю. Лермонтова, 1940), 3 песни на сл. С. П. Щипачёва (1942); обр. 7 испан. нар. песен (1937) и др.; музыка к спектаклям драм. т-ра, в т. ч. "Жемчужина Адальмины" Новикова (1921), "Гайавата - вождь ирокезов" Огнёва (1923), "Пиноккио" Шервинского по К. Коллоди (1923), "Будь готов!" Розанова (1924), "Пионерия" Заяицкого (1926; все - в Моск. т-ре для детей), "Антигона" по Софоклу (1927, Моск. камерный т-р). Литература: Обозреватель, О романсах А. Шеншина, "Современная музыка", 1924, No 4; Беляев В., Вокальное творчество А. А. Шеншина, там же, 1926, No 12; его же, Александр Алексеевич Шеншин, М., 1929; Сац Н. И., Дети приходят в театр. М., 1961; Из прошлого советской музыкальной культуры, М., 1975, с. 89-91; Шебалин В. Я., Литературное наследие, Воспоминания, переписка..., М., 1975, с. 22-24. Л. Б. Римский.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.