- Бас
-
(итал. basso - низкий; франц. basse; англ. bass).
1) Самый низкий мужской голос. Различают высокий, или певучий, Б. (итал. basso cantante) и низкий, или глубокий, Б. (итал. basso profundo), в оперном исполнительстве - характерный, комич. Б. (итал. basso buffo). Высокий Б. бывает двух типов: лирический - более мягкий и драматич.- более сильный; диапазон лирич. баса - G-f1, драматич. - F-е1. Для высоких Б. характерны сила и мощь на верхних звуках и более слабое звучание низких звуков. Низкий Б. (в рус. хор. пении его наз. "центральным") отличает глубокое, полное звучание в низком регистре и напряжённое - в верхнем; диапазон его - (С, D)E - d1(е1). В числе наиболее ярких оперных партий для высокого (певучего) Б. - Вотан ("Валькирия"), Сусанин, Борис Годунов, Досифей, Кончак, Кутузов, для низкого (глубокого) Б. - Зарастро ("Волшебная флейта"), Осмин ("Похищение из сераля" Моцарта), Фафнер ("Зигфрид"), для комич. Б. - Бартоло ("Севильский цирюльник"), Джероламо ("Тайный брак" Чимарозы), Фарлаф. Высокий и низкий Б. образуют басовую группу голосов и в хоре исполняют партию вторых басов (партию первых басов исполняют баритоны, к к-рым иногда присоединяются лирич. басы). В рус. хорах встречается особый, самый низкий вид басов - басы-октависты с диапазоном (А1) В1 - a (с1); голоса октавистов особенно красиво звучат в хорах a cappella. Б.-баритон - см. Баритон.
2) Самая низкая партия многогол. муз. произв.
3) Б. цифрованный (basso continuo) - см. Генерал-бас.
4) Муз. инструменты низкого регистра - туба -бас, контрабас и т. п., а также нар. виолончель - басоля (Украина) и басетля (Белоруссия).
И. Г. Лицвенко.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.