Фригийская каденция

Фригийская каденция
        фригийский каданс, - особый вид заключительной каденции (1), состоящий обычно из оборотов: IV6 - V <, I - V6 - IV6 - V <, также I - V < (от минорной тоники). P. к. встречается в музыке 17-18 вв. как остаток ренессансного фригийского лада (см. Средневековые лады; Й. Розен-Мюллер писал ок. 1650 о "трёх ладах" - мажорном, минорном и фригийском). Если в 1-й пол. 17 в. фригийский лад (к-рый в отличие от прочих не мог содержать вводного полутона и превратиться в разновидность мажора или минора) встречался ещё как самостоят. лад с Ф. к. в заключении (напр., в "Страстях по Иоанну" Шюца интроит "Das Leiden unsers Herren", заключит. хор "О hilf, Christe"), то в дальнейшем он применялся редко, гл. обр. в хоральных обработках, иногда в медленных частях инстр. циклов (хорал "Ob bei uns ist der Sьnden viel" из кантаты И. С. Баха No 38, его Adagio из Бранденбургского концерта No 1, Adagio из клавирной сюиты d-moll Г. Ф. Генделя). В это время Ф. к. всё явственнее трактуется как своего рода доминантовый лад от тональности с минорной тоникой или как гармонич. минор с Ф. к. в конце (хорал Баха "Wenn ich einmal soll scheiden" из "Страстей по Матфею", No 72). Элементы фригийского лада сохраняются в виде фригийских оборотов и Ф. к. (И. С. Бах, Бранденбургский концерт No 3, Adagio между двумя быстрыми частями; 2-я часть его же клавирного концерта f-moll; Г. Ф. Гендель, оратория "Мессия", ариозо "Schau hin und sieh", No 28).
        В музыке венских классиков и в дальнейшем Ф. к. почти не применяется, а фригийские обороты (совпадающие по гармонии с Ф. к.) вливаются в состав минора (исключит. случай Ф. к. - каватина Барбарины, No 23 из оперы Моцарта "Свадьба Фигаро").

Ю. Н. Холопов.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Смотреть что такое "Фригийская каденция" в других словарях:

  • КАДЕНЦИЯ — каданс (итал. Cadenza, франц. Cadence, произн. каданс , немец. Kadenz, Schluss, произн. шлус ) – гармонический оборот, имеющий характер заключения, остановки, разграничения. Симметрия ритмического построения и последовательность… …   Музыкальный словарь Римана

  • Каденция — У этого термина существуют и другие значения, см. Каденция (значения). Каденция (итал. cadenza, от лат. cadere  «падать») может быть: категория гармонии, то же, что каданс (от фр. cadence), виртуозное исполнительское соло (то же,… …   Википедия

  • Каденция (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Каденция (значения). Каденция (итал. cadenza, от лат. cadere  «падать») в музыке: категория гармонии, то же, что каданс (от фр. cadence), виртуозное исполнительское соло (то же …   Википедия

  • Половинная каденция —         половинный каданс, полукаданс, каденционное исследование гармоний, завершающееся не тоникой, а доминантой (или субдоминантой); как бы не доведённый до конца функциональный кругооборот (см. Каденция 1).         Название П. к. указывает на… …   Музыкальная энциклопедия

  • ФРИГИЙСКИЙ ЛАД — (строй), 1) у греков, См. Греческая музыка II и III. – 2) В кач. средневекового церковноголада – гамма (См. Церковные лады). Фригийская каденция служила в последние века существования церковных ладов вечным камнем преткновения для… …   Музыкальный словарь Римана

  • Церковные лады — позаимствованы у древних греков; те гаммы, на которых построено старинное церковное пения католической церкви. Ц. лады состоят из постепенного чередования ступеней гаммы до мажор. Каждый из этих ладов заключает в себе восемь ступеней (нагляднее… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»