Флажолеты

Флажолеты
        1) Озвученные обертоны на струн. инструментах, звуки особого тембра: на смычковых - свистящие, напоминающие флейту, на щипковых - звенящие, холодно-прозрачные. Различаются Ф. натуральные и искусственные. Натуральные извлекаются при лёгком касании открытой струны в точках её деления на 2 (звучит октавой выше осн. тона открытой струны), на 3 (дуодецимой выше), на 4 части (квинтдецимой выше) и т. д. Искусственные Ф. на смычковых извлекаются на прижатой струне: один палец плотно ставится на струну, другой легко её касается в точке, отвечающей интервалу кварты (квартовый Ф., звучит квинтдецимой выше звука, к-рый издаёт прижатая струна), квинты (квинтовый Ф., звучит дуодецимой выше) и др. Натуральные Ф. обозначаются либо знаком о над нотой, показывающей реальную высоту звучания, либо ромбовидной нотой, обозначающей место прикосновения пальца к струне.
С. С. Прокофьев. Концерт для скрипки с оркестром M 1, часть 3.
М. Равель. "Цыганская рапсодия" для скрипки с оркестром.
        Запись искусственных Ф. включает ноту, указывающую место прижатия струны, и ромбовидную ноту, обозначающую точку касания; часто выписывается также реально звучащая нота.
        Нередко способ извлечения Ф. предоставляется исполнителю; в таких случаях под нотами пишут armonici, flautini, cloche, armonioso, sons harmoniques, flg и др.
П. И. Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром, часть 3.
Н. Паганини. Интродукция и вариации на тему "У очага уж не грущу я боле" ("Non piъ mesto") из оперы "Золушка" Россини для скрипки с оркестром. Обработка для скрипки и фортепиано Ф. Крейслера.
        В скрипичной лит-ре 18 в. (в творчестве венских классиков) Ф. применялись очень ограниченно (В. А.Моцарт, концерт No 4 для скрипки, часть 2; Л. Бетховен, концерт для скрипки, часть 1), хотя игра Ф. практаковалась уже в 1-й половине этого века (Ж. Ж. де Мон-донвиль, "Les sons harmoniques", 6 сонат для скрипки с basso continuo op. 4, 1738). P. стали систематически использоваться в 19 в. в связи с общим для романтизма интересом к звукокрасочной стороне музыки: встречаются в виртуозной сольной лит-ре, напр. при окончании быстрых пассажей (Ф. Мендельсон, концерт для скрипки, часть 3). Н. Паганини вводит в употребление сложнейшие двойные и тройные Ф. (см. пример выше); в орк. музыке в эпизодах фантастич. характера встречаются аккорды Ф. (Р. Вагнер, "Лоэнгрин", начало вступления), а также Ф. струнных в комбинации с Ф. арф (Г. Берлиоз, "Скерцо Маб" из симфонии "Ромео и Юлия", Allegretto). Особенно изобретательно применяются Ф. в орк. соч. К. Дебюсси (напр., "Море"), М. Равеля ("Испанская рапсодия"), И. Ф. Стравинского ("Весна священная"; "Поцелуй земли" - Ф. струнных), в частности в сочетании с glissando (Стравинский - "Жар-птица", вступление; Д. Д. Шостакович - "Нос", Сцена бритья), с pizzicato (Р. С. Леденёв - 6 пьес для струнных с арфой, ор. 16). Эффект звучания Ф. применяется на арфе (Шостакович - симфония No 5, часть 3, кода); Ф. встречаются в конц. лит-ре для гитары (М. Льобет - "Каталонская песня"; X. Турина - "Фанданго") и др. щипковых инструментов. Только одними Ф. играют на трумшайте. А. Шёнберг применил Ф. на фп. (3 фп. пьесы ор. 11, No 1).
        2) Родственный скрипичным Ф. звук, получаемый на флейте в результате передувания. Возможны Ф. октавы, дуодецимы и квинтдецимы; извлекаются приблизительно в пределах нижней октавы флейтового диапазона; записываются либо нотой с маленьким нолём сверху, либо нотой и ромбом, показывающим действит. звучание. Тонкий, изысканный приём; применение в лит-ре весьма ограниченно (напр., "Великая жертва" из балета "Весна священная" Стравинского, цифра 87).

Литература: Таргонский Я., Флажолеты смычковых инструментов, М., 1936; Чулаки М., Инструменты симфонического оркестра, Л., 1950; Rогаль-Левицкий Д. Р., Современный оркестр, т. 1, M., 1953; Ямпольский A., Рабинович Я., Питкус М. (сост.), Флажолеты. Этюды, упражнения и отрывки из скрипичной литературы, М., 1957; Mострас К., Флажолеты, в сб. : Очерки по методике обучения игре на скрипке, М., 1960; Фортунатов Ю., Барсова И., Практическое руководство по чтению симфонических партитур, М., 1966, гл. 6; Ямпольский И., Основы скрипичной аппликатуры, М., 1977; Heller H., Lehre der Flцten-Tцne, В., 1927; Ristоn W., Orchestration, N. Y., 1955; Kirkendale W., Segreto comunicato da Paganini, "JAMS", 1965, v. 18, No 3.

Т. А. Репчанская.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Флажолеты" в других словарях:

  • Флажолеты* — или гармонические звуки своеобразного тембра звуки, получаемые на струнных инструментах вследствие особого способа игры. На пустой струне делается полуприжим пальцем, при чем по ней проводят краем смычка. Эти легкие прижимы производятся только на …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Флажолеты — или гармонические звуки своеобразного тембра звуки, получаемые на струнных инструментах вследствие особого способа игры. На пустой струне делается полуприжим пальцем, при чем по ней проводят краем смычка. Эти легкие прижимы производятся только на …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Искусственные флажолеты —         см. Флажолеты …   Музыкальная энциклопедия

  • Скрипка — У этого термина существуют и другие значения, см. Скрипка (фамилия). Скрипка Классификация …   Википедия

  • Искусственный флажолет — приём игры на музыкальном инструменте, заключающийся в извлечении звука обертона. Отличие искусственного флажолета от натурального флажолета (который исполняется путём частичного прижатия, касания, открытой струны в точке её деления на 2, 3, 4, 6 …   Википедия

  • Натуральная гамма — Н. гамма есть тот ряд звуков, который получается при колебании тела, издающего звук, или столба воздуха. Звуки Н. гаммы, или так называемые гармонические звуки, идут в известном порядке: от данного нижнего или первого звука второй отстоит на… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • флажолет — а; м. [франц. flageolet] Муз. 1. Старинный деревянный духовой музыкальный инструмент наподобие маленькой флейты с наконечником. 2. Звук свистящего тембра, производимый лёгким прижатием пальца на струнных смычковых и щипковых инструментах и… …   Энциклопедический словарь

  • ФЛАЖОЛЕТ — (франц. flageolet уменьшительное от старофранц. flageol флейта),..1) название старинных продольных флейт высокого регистра или свирелей2)] Звук обертон, производимый на струнных смычковых и щипковых инструментах и напоминающий тембр флейты… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Флажолет — (франц. flageolet, уменьшительное от старофранц. flageol – флейта)         1) духовой инструмент, род продольной флейты (См. Флейта) с цилиндрическим каналом и обычно с 6 ю игровыми отверстиями. Распространён Ф. с клювообразной головкой, со… …   Большая советская энциклопедия

  • Скрипка — (violino итал., violon франц., Violine, Geige нем.) смычковый струнный инструмент, самый высокий в группе оркестровых смычковых инструментов. С. это сопрано старинного семейства виол, уменьшенная виола, т. е. violino. Прототипами С. были арабский …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»