Натуральная гамма

Натуральная гамма
Н. гамма есть тот ряд звуков, который получается при колебании тела, издающего звук, или столба воздуха. Звуки Н. гаммы, или так называемые гармонические звуки, идут в известном порядке: от данного нижнего или первого звука второй отстоит на чистую октаву, третий от второго — на чистую квинту, четвертый от третьего — на чистую кварту, пятый — на большую терцию, шестой — на малую терцию, седьмой — на малую терцию, восьмой — на большую секунду; далее идут звуки, отстоящие друг от друга на секунду. Например, если ударить на фортепьяно ноту до в малой октаве, то получится следующий ряд частных звуков:
Эта Н. гамма дает два коренных аккорда гармонии, а именно: консонирующее трезвучие (четвертый, пятый, шестой звуки) и септаккорд (четвертый, пятый, шестой и седьмой звуки). Духовые инструменты без клапанов и вентилей могут издавать только звуки Н. гаммы, которые добываются на них иногда не полностью (например, в кларнете). В общей сложности группа медных инструментов может дать следующий Н. звукоряд:
Эта Н. гамма дает два коренных аккорда гармонии, а именно: консонирующее трезвучие (четвертый, пятый, шестой звуки) и септаккорд (четвертый, пятый, шестой и седьмой звуки). Духовые инструменты без клапанов и вентилей могут издавать только звуки Н. гаммы, которые добываются на них иногда не полностью (например, в кларнете). В общей сложности группа медных инструментов может дать следующий Н. звукоряд:
Флажолетные звуки, добываемые на струнных смычковых инструментах, расположены тоже в порядке Н. гаммы и называются гармоническими звуками (см. Флажолеты). Н. интервалами называются интервалы, входящие в состав диатонической гаммы. Н. или неискусственными гаммами называются диатоническая мажорная гамма и соответствующая ей минорная гамма, заключающая ступени мажорной, с которой она находится в соответствии.
Флажолетные звуки, добываемые на струнных смычковых инструментах, расположены тоже в порядке Н. гаммы и называются гармоническими звуками (см. Флажолеты). Н. интервалами называются интервалы, входящие в состав диатонической гаммы. Н. или неискусственными гаммами называются диатоническая мажорная гамма и соответствующая ей минорная гамма, заключающая ступени мажорной, с которой она находится в соответствии.
Н. С.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Натуральная гамма" в других словарях:

  • НАТУРАЛЬНАЯ ГАММА — См. Созвук, Минор …   Музыкальный словарь Римана

  • ГАРМОНИЧЕСКАЯ НАТУРАЛЬНАЯ ГАММА — См. Созвук …   Музыкальный словарь Римана

  • ДИАТОНИЧЕСКАЯ ГАММА — (этим. см. предыд. сл.). Натуральная гамма, без диэзов и бемолей, состоящая из 5 целых тонов и 2 х полутонов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДИАТОНИЧЕСКАЯ ГАММА греч., от dia, чрез, и phone, звук.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • НАТУРАЛЬНЫЙ — НАТУРАЛЬНЫЙ, натуральная, натуральное; натурален, натуральна, натурально (лат. naturalis) (книжн.). 1. только полн. Естественный, соответствующий природе вещей. В натуральную величину. || Нефальсифицированный, естественного происхождения, без… …   Толковый словарь Ушакова

  • D-moll — или ре минор минорная гамма, соответствующая мажорной гамме фа; имеет в ключе один бемоль (b, или си бемоль); гармоническая гамма D moll имеет еще случайный знак повышения на седьмой ступени, т. е. cis (до диез}. Ступени в восходящем и нисходящем …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • НАТУРАЛЬНЫЙ — (лат. naturalis, от natura природа). Естественный, природный, не деланный. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. НАТУРАЛЬНЫЙ лат. naturalis, от natura, природа. Естественный, природный. Объяснение 25000… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Лад — построение диатонического звукоряда или гаммы. Чередование тонов и полутонов, образующихся между ступенями звукоряда, различно. Вследствие этих условий, Л. получили различные названия. Греки имели свои лады, связанные с известными названиями (см …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Лад — построение диатонического звукоряда или гаммы. Чередованиетонов и полутонов, образующихся между ступенями звукоряда, различно.Вследствие этих условий, Л. получили различные названия. Греки имелисвои лады, связанные с известными названиями. Эти… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ГАРМОНИЯ — (греч. – сложение, сочетание), 1) у древних греков обозначала гамму, последование тонов в известном порядке; – 2) в средневековой и новейшей музыке г. (нем. Harmonie) обозначает то же, что аккорд, созвук, одновременное соединение… …   Музыкальный словарь Римана

  • Гис-моль — (Gis moll) лад соль диез минор, соответствует ладу си мажор, имеет пять диезов в ключе. В минорной гармонической гамме седьмой ступенью будет физис (фа с двойным диезом). В восходящей минорной мелодической гамме повышены шестая и седьмая ступени… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»