Транскрипция

Транскрипция
        (лат. transcriptio, букв. - переписывание) - переложение, переработка муз. произв., имеющие самостоят. художеств. значение. Различают два вида Т.: приспособление произв. для др. инструмента (напр., фп. Т. вокального, скрипичного, оркестрового соч. или вокальная, скрипичная, оркестровая Т. фп. соч.); изменение (в целях большего удобства или большей виртуозности) изложения без перемены инструмента (голоса), для к-рого предназначено произв. в оригинале. К жанру Т. иногда ошибочно относят парафразы. Т. имеет длительную историю, восходя фактически к переложениям песен и танцев для разл. инструментов в 16-17 вв. Развитие собственно Т. началось в 18 в. (Т., гл. обр. для клавесина, произв. Я. А. Рейнкена, А. Вивальди, Г. Телемана, Б. Марчелло и др., принадлежащие И. С. Баху). В 1-й пол. 19 в. распространение получили фп. Т., отличавшиеся виртуозностью салонного типа (транскрипции Ф. Калькбреннера, А. Герца, З. Тальберга, Т. Дёлера, С. Хеллера, А. Л. Гензельта и др.); нередко они представляли собой обработки популярных оперных мелодий. Выдающуюся роль в раскрытии технич. и колористич. возможностей фп. сыграли многочисл. конц. транскрипции Ф. Листа (особенно песен Ф. Шуберта, каприсов Н. Паганини и фрагментов из опер В. А. Моцарта, Р. Вагнера, Дж. Верди; всего ок. 500 переложений). Много произв. в этом жанре создали преемники и последователи Листа - К. Таузиг (токката и фуга d-moll Баха, "Военный марш" D-dur Шуберта), X. Г. фон Бюлов, К. Клиндворт, К. Сен-Санс, Ф. Бузони, Л. Годовский и др. Бузони и Годовский - крупнейшие мастера фп. Т. послелистовского периода; первый из них прославился Т. произв. Баха (токкаты, хоральные прелюдии и др.), Моцарта и Листа ("Испанская рапсодия", этюды по каприсам Паганини), второй - обработками клавесинных пьес 17-18 вв., этюдов Шопена и вальсов Штрауса. Лист (а также его последователи) показал принципиально иной, чем его предшественники, подход к жанру Т. С одной стороны, он порвал с манерой салонных пианистов 1-й пол. 19 в. заполнять Т. бессодержательными пассажами, не имеющими отношения к музыке произв. и предназначенными продемонстрировать виртуозные достоинства исполнителя; с другой - он отошёл и от чрезмерно буквального воспроизведения текста подлинника, считая возможным и необходимым компенсировать неизбежную при переложении утрату нек-рых сторон художественного целого др. средствами, предоставляемыми новым инструментом. В транскрипциях Листа, Бузони, Годовского пианистич. изложение, как правило, находится в соответствии с духом и содержанием музыки; вместе с тем в изложении допускаются разл. изменения деталей мелодии и гармонии, ритма и формы, регистровки и голосоведения и т. п., вызываемые спецификой нового инструмента (яркое представление об этом даёт сравнение Т. одного и того же каприса Паганини - E-dur No 9, сделанных Шуманом и Листом). Выдающимся мастером скрипичной Т. был Ф. Крейслер (обработки пьес В. А. Моцарта, Шуберта, Шумана и др.). Более редкая форма Т. - оркестровая (напр., "Картинки с выставки" Мусоргского - Равеля). Значит. развитие получил жанр Т., гл. обр. фортепьянной, в рус. (А. Л. Гурилёв, А. И. Дюбюк, А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев, А. Г. Рубинштейн, С. В. Рахманинов) и сов. музыке (А. Д. Каменский, И. И. Михновский, С. Е. Фейнберг, Д. Б. Кабалевский, Г. Р. Гинзбург, Н. Е. Перельман, Т. П. Николаева и др.).
        Лучшие образцы Т. ("Лесной царь" Шуберта - Листа, "Чакона" Баха - Бузони и др.) имеют непреходящую художеств. ценность; однако обилие низкосортных Т., созданных разл. виртуозами, дискредитировало этот жанр и привело к исчезновению его из репертуара мн. исполнителей.

Литература: Школа фортепианной транскрипции, сост. Коган Г. М., вып. 1-6, М., 1970-78; Busoni F., Entwurf einer neuen Дsthetik der Tonkunst, Triest, 1907, Wiesbaden, 1954 (рус. пер. - Бузони Ф., Эскиз новой эстетики музыкального искусства, СПБ, 1912); Antcliffe H., The use and abuse of transcription and modernisations, "Bulletin de la Sociйtй Union Musicologique", Bd 4, 1924; Estreicher Z., Une technique de transcription de la musique exotique, в изд.: Bibliothek et Musйes de la ville de Neuchвtel, 1956, Neuchвtel, 1957; Stockmann D., Das Problem der Transcription in der musikethnologischen Forschung, "Deutsches Jahrbuch fьr Volkskunde", Bd 12, 1966.

Г. М. Коган.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Транскрипция" в других словарях:

  • ТРАНСКРИПЦИЯ — ТРАНСКРИПЦИЯ, транскрипции, жен. (лат. transcriptio переписывание) (спец.). 1. только ед. Изображение (букв) другими письменными знаками или изображение (звуков речи, музыкальных звуков) средствами письма. Транскрипция греческих букв латинскими… …   Толковый словарь Ушакова

  • ТРАНСКРИПЦИЯ — (фр. transcription). 1) в музыке: переделка, переложение музыкальной пьесы, напр. для другого инструмента. 2) перемещение имени: написание одного имени вместо другого; применение алфавита одного языка к писанию на другом языке. Словарь… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • транскрипция — и, ж. transcription f., нем. Transcription <лат. transcriptio переписывание.1. лингв. Точная передача звуков какого л. языка или музыкальных звуков условными буквами или специальными знаками в отличие от исторически сложившейся системы письма… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ТРАНСКРИПЦИЯ — (музыкальное), переложение музыкального произведения для какого либо инструмента. Например, транскрипция для фортепьяно песен Ф. Шуберта, фрагментов из опер Дж. Верди, В.А. Моцарта, принадлежащие Ф. Листу (около 500) …   Современная энциклопедия

  • ТРАНСКРИПЦИЯ — в биологии биосинтез молекул РНК на соответствующих участках ДНК; первый этап реализации генетической информации в клетке, в процессе которого последовательность нуклеотидов ДНК переписывается в нуклеотидную последовательность РНК. Возможна также …   Большой Энциклопедический словарь

  • ТРАНСКРИПЦИЯ — (от лат. transcriptio, букв. переписывание), биосинтез молекул РНК, на соотв. участках ДНК; первый этап реализации генетич. информации в живых клетках. Осуществляется ферментом ДНК зависимой РНК полимеразой, к рая у большинства изученных… …   Биологический энциклопедический словарь

  • транскрипция — запись, передача, биосинтез, переложение Словарь русских синонимов. транскрипция сущ., кол во синонимов: 4 • биосинтез (3) • …   Словарь синонимов

  • Транскрипция — ТРАНСКРИПЦИЯ, или практическая транскрипция, передача буквами языка перевода (языка издания), как произносится на языке оригинала непереводимое слово; напр., передача буквами русского алфавита, как произносится на англ. языке непереводимое с него …   Издательский словарь-справочник

  • ТРАНСКРИПЦИЯ — (биологическое), биосинтез молекул РНК на соответствующих участках ДНК; первый этап реализации генетической информации, в процессе которого последовательность нуклеотидов ДНК переписывается в нуклеотидную последовательность РНК …   Современная энциклопедия

  • ТРАНСКРИПЦИЯ — в музыке переложение произведения для другого инструмента или свободная, часто виртуозная переработка его для того же инструмента …   Большой Энциклопедический словарь

  • ТРАНСКРИПЦИЯ — фонетическая (от лат. transcriptio переписывание) ..1) способ письменной фиксации устной речи с помощью специальных знаков с целью возможно более точной передачи звучания2)] Система знаков для транскрипции в 1 м значении …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»