Родство тональностей

Родство тональностей
        близость тональностей, определяемая количеством и значимостью общих им элементов (звуков, интервалов, аккордов). Тональная система эволюционирует, поэтому состав элементов тональности (звукоступенный, интервальный, аккордовый, функциональный) не остаётся тем же самым, Р. т. не есть нечто абсолютное и неизменное. Принцип Р. т., верный для одной тональной системы, может оказаться недействительным для другой. Многочисленность систем Р. т. в истории учений о гармонии (А. Б. Маркс, Э. Праут, X. Риман, А. Шёнберг, Э. Лендваи, П. Хиндемит, Н. А. Римский-Корсаков, Б. Л. Яворский, Г. Л. Катуар, Л. М. Рудольф, авторы "бригадного учебника" И. В. Способин и А. Ф. Мутли, О. Л. и С. С. Скребковы, Ю. Н. Тюлин и Н. Г. Привано, Р. С. Таубе, М. А. Иглицкий и др.) в конечном счёте отражает развитие тональной системы.
        Для музыки 18-19 вв. наиболее подходящей, хотя и не безупречной, является систематика Р. т., изложенная в учебнике гармонии Н. А. Римского-Корсакова. Близкими тональностями (или находящимися в 1-й степени родства) считаются те шесть, тонич. трезвучия к-рых находятся на ступенях данной тональности (натурального и гармонич. лада). Напр., к C-dur близкородственными будут a-moll, G-dur, e-moll, F-dur, d-moll и f-moll. Прочие, далёкие тональности находятся соответственно во 2-й и 3-й степени родства. По И. В. Способину, система Р. т. основывается на том, объединимы ли тональности общей тоникой того или др. наклонения. В результате тональности делятся на три группы: I - диатонич. родства, II - мажоро-минорного родства, III - хроматич. родства, напр. к C-dur:
        В совр. музыке структура тональности изменилась; утратив прежние ограничения, она во многом стала индивидуализированной. Поэтому системы Р. т., касающиеся прошлого, не отражают многообразия Р. т. в совр. музыке. Обусловленные акустич. родством звуков квинтовые и терцовые отношения сохраняют значение и в совр. гармонии. Тем не менее во мн. случаях Р. т. связано прежде всего с комплексом представленных в структуре данной тональности гармонич. элементов. В результате реально функционирующие отношения тональной близости или отдалённости могут оказаться совсем иными. Так, если, напр., в составе тональности h-moll есть гармонии V низкой и II низкой ступеней (с осн. тонами f и с), то благодаря этому к h-moll может оказаться близкородственной тональность f-moll (см. 2-ю часть 9-й симфонии Шостаковича). В теме охотников (Des-dur) из симф. сказки С. С. Прокофьева "Петя и волк" вследствие индивидуализированной структуры тональности (в ней даны только I ступень и "прокофьевская доминанта" - VII высокая) тоника полутоном ниже (C-dur) оказывается много более близкой, чем традиционная доминанта V ступени (As-dur), гармония к-рой в теме не появляется ни разу.

Литература: Должанский А. Н., О ладовой основе сочинений Шостаковича, "СМ", 1947, No 4, в сб.: Черты стиля Д. Шостаковича, М., 1962; Myтли А. Ф., О модуляции. К вопросу о развитии учения Н. А. Римского-Корсакова о сродстве тональностей, М.-Л., 1948; Tаубе Р. С., О системах тонального родства, "Научно-методические записки Саратовской консерватории", вып. 3, 1959; Слонимский С. М., Симфонии Прокофьева, М.-Л., 1969; Скорик M. M., Ладовая система С. Прокофьева, К., 1969; Способин И. В., Лекции по курсу гармонии, М., 1969; Тифтикиди H. P., Теория однотерцовой и тональной хроматической систем, в сб.: Вопросы теории музыки, вып. 2, М., 1970; Mазель Л. A., Проблемы классической гармонии, М., 1972; Иглицкий М., Родство тональностей и задача об отыскании модуляционных планов, в сб.: Музыкальное искусство и наука, вып. 2, М., 1973; Рукавишников В. Н., Некоторые дополнения и уточнения системы тонального родства Н. А. Римского-Корсакова и возможные пути её развития, в сб.: Вопросы теории музыки, вып. 3, М., 1975. См. также лит. при ст. Гармония.

Ю. Н. Холопов.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Родство тональностей" в других словарях:

  • РОДСТВО ТОНОВ — – термин современной спекулятивной теории музыки, под которым подразумевают совокупность отношений между тонами, возникающих из принадлежности их к тому или иному созвуку. Родственными в первой степени (близко родственными) по отношению к… …   Музыкальный словарь Римана

  • Тональность — (греч. τόνος  напряжение, натяжение; тон)  1) высотное положение мажорного или минорного лада. В обозначении тональности указывается основной звук первая ступень соответствующего лада, называемая тоникой, это основной тон тонического… …   Википедия

  • Тональность —         (франц. tonalite, нем. Tonalitat, также Tonart).         1) Высотное положение лада (определение И. В. Способина, 1951, по идее Б. Л. Яворского; напр., в C dur С обозначение высоты осн. тона лада, a dur мажор характеристика лада).… …   Музыкальная энциклопедия

  • Диатоническая тональность — Тональность  гармонический принцип в музыке, основанный на наличии мажора и минора, и гегемонии тоники, образуемой балансированным противостоянием двух сил  доминанты и субдоминанты. Также тональность  это категория, связанная с высотным… …   Википедия

  • Одноимённые тональности — Тональность  гармонический принцип в музыке, основанный на наличии мажора и минора, и гегемонии тоники, образуемой балансированным противостоянием двух сил  доминанты и субдоминанты. Также тональность  это категория, связанная с высотным… …   Википедия

  • Модуляция —         (от лат. modulatio размеренность) смена тональности со смещением тонального центра (тоники). В муз. наследии наиболее распространена функциональная М., основанная на гармонич. родстве тональностей: общие для тональностей аккорды служат… …   Музыкальная энциклопедия

  • МОДУЛЯЦИЯ — – переход из одного строя в другой; по современной терминологии – перемена тональности (См.), гармонический процесс, при помощи которого значение тоники, т.е. центра тональности, переходит от одного аккорда (созвука) к другому. Срв.… …   Музыкальный словарь Римана

  • Функции ладовые —         значения звуков и созвучий в ладу (высотной системе). Ф. л. представляют собой проявление муз. смысловых связей, посредством к рых достигаются логичность, слаженность муз. целого. В традиции рус. терминологии лад обычно трактуется как… …   Музыкальная энциклопедия

  • Хроматическая гамма —         последовательность расположенных в восходящем или нисходящем порядке звуков, в к рой расстояние между соседними ступенями равно полутону. Октава содержит 12 звуков X. г. Не являясь гаммой самостоят. лада, X. г. образуется из звукорядов… …   Музыкальная энциклопедия

  • Чеченская и ингушская музыка —         Муз. творчество чеченцев и ингушей развивается ныне как единая культура двух народностей. Вместе с тем их музыке присущи особенности, к рые коренятся в языках и нек рых локальных условиях жизни, в т. ч. в их взаимодействии с соседними… …   Музыкальная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»