Реперкуссия

Реперкуссия
        (от лат. repercussio - отражение).
        1) В учении о фуге в строгом стиле (И. Фукс и др.) следующее после экспозиции проведение темы и ответа во всех голосах (нем. Wiederschlag, zweite Durchfьhrung), воспроизведение экспозиции с контрапунктич. изменениями, род полифонич. вариации на экспозицию (в совр. музыковедении термин не употребляется; понятие "Р." приближается к понятию контрэкспозиции фуги). Голосу, излагавшему в экспозиции тему, в Р. поручается ответ (и наоборот); тема и ответ в Р. вводятся (чаще на диссонансе) после паузы или скачком на широкий интервал, чтобы вступающий певч. голос зазвучал в ином регистре своего диапазона; в Р. возможны преобразования темы (напр., увеличение, обращение), использование стретты (обычно менее энергичной, чем в последующем разделе формы) и др. средств развития и варьирования. Р. обычно следует за экспозицией без цезуры; Р. и завершающая часть формы (реприза, заключит. стретта, die Engfьhrung) нередко отчленяются каденцией. См., напр., Токкату и фугу для органа F-dur Букстехуде: экспозиция - такты 38-48; Р. - такты 48-61; заключит. часть от такта 62. В больших фугах может быть неск. Р.
        2) В григорианском пении важнейший после finalis опорный тон лада, звук, в к-ром концентрируется мелодич. напряжённость (наз. также тенор, туба). Появляется чаще др. звуков; во мн. песнопениях псалмодич. характера на нём осуществляется протяжённая речитация. Лежит выше finalis, отстоит от него на определённый в каждом из ладов интервал (от малой терции до малой сексты). Осн. ток лада (finalis) и Р. определяют ладовую принадлежность напева: в дорийском ладу finalis d и R, а в гиподорийском - соответственно d и f, во фригийском ладу - е и с и т. п.

Литература: Fux J., Gradus ad Parnassum, W., 1725 (англ. пер. - Steps to Parnassus, N. Y., 1943); Bellermann H., Der Contrapunkt, В., 1862, 1901; Вussler L., Der strenge Satz, B., 1905 (рус. пер. - Бусслер Л., Строгий стиль, пер. С. И. Танеева, М., 1885, 1925); Teppesen К., Kontrapunkt, Kbh., 1930, Lpz., 1971. См. также лит. при ст. Григорианское пение.

В. П. Фраёнов.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Реперкуссия" в других словарях:

  • Реперкуссия — I Реперкуссия (лат. repercussio отражение) так называемые отраженные расстройства (вегетативно сосудистые, трофические, боль, нарушения мышечного тонуса и др.), возникающие на отдалении от патологического очага вследствие совместных реакций… …   Медицинская энциклопедия

  • реперкуссия — (repercussio; лат. отражение) рефлекторное нарушение функций каких либо органов и тканей при наличии патологического процесса в других, часто удаленных, органах и тканях, напр. нарушение деятельности сердца при поражении печени, желчного пузыря… …   Большой медицинский словарь

  • РЕПЕРКУССИЯ — [см. ре от лат. percutio поражать, разить] возникновение патологических изменений (напр., вегететивных), сходных с изменениями в пораженном очаге, в другой части тела, не имеющей непосредственной связи с этим очагом; явление Р. связывают с… …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • Боль — I тягостное ощущение, отражающее психофизиологическое состояние человека, которое возникает под влиянием сверхсильных или разрушительных раздражителей. Биологическое и физиологическое значение боли состоит в том, что она сигнализирует о наличии… …   Медицинская энциклопедия

  • Захарьина — Геда зоны — I Захарьина Геда зоны (Г.А. Захарьин, отечественный терапевт, 1829 1897; Н. Head, английский невролог, 1861 1940; синоним зоны Геда) ограниченные участки кожи (зоны), в которых при заболеваниях внутренних органов часто появляются отраженные боли …   Медицинская энциклопедия

  • Солярит — I Солярит (solaritis; лаг. solans солнечный + itis; синоним солярный плексит) поражение чревного (солнечного) сплетения дегенеративного или воспалительного характера. В этиологии С. имеют значение механические факторы внешние, например удар в… …   Медицинская энциклопедия

  • Проведение —         (нем. Durchfьhrung).         1) В музыке полифонич. склада первоначальное или повторное изложение темы или мотива в каком либо голосе или голосах (напр., П. темы в нижнем голосе, стреттное П. темы, П. мотива в виде канонич. секвенции у… …   Музыкальная энциклопедия

  • Тенор —         (итал. tenore, от лат. tenor непрерывный ход, равномерное движение, напряжение голоса, от teneo направляю, держу (путь); франц. tenor, teneur, taille, haute contra, нем. Tenor, англ. tenor)) многозначный термин, известный уже в ср. века и …   Музыкальная энциклопедия

  • Фуга —         (лат., итал. fuga, букв. бег, бегство, быстрое течение; англ., франц. fugue; нем. Fuge).         1) Форма полифонич. музыки, основанная на имитац. изложении индивидуализированной темы с дальнейшими проведениями (1) в разных голосах с… …   Музыкальная энциклопедия

  • Хорал —         (нем. Choral, позднелат. cantus choralis хоровое песнопение) общее назв. традиционных (канонизированных) одноголосных песнопений зап. христ. церкви (иногда также их многогол. обработок). В отличие от разного рода духовных песен, X.… …   Музыкальная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»