Полная каденция

Полная каденция
        полный каданс, - каденционное последование гармоний D - T или S - T (см. Каденция). В классич. П. к. D и S представлены осн. видами аккордов на V и IV ст. лада, а Т располагается в тяжёлом такте, преим. на тяжёлой его доле. Термин "П. к." указывает на полноту разрешения, глубину снятия гармонич. напряжения, а не на полноту её состава, т. е. использование в ней всех тональных функций. Поэтому П. к. могут образовываться как гармониями, охватывающими все три осн. функции (S-D-T, наиболее распространённый тип П. к.), так и неполностью представляющими их. Напр., в заключит. каденции фуги И. С. Баха C-dur из 1-го тома "Хорошо темперированного клавира" (такты 23-24) состав П. к. I-V-I; в окончании Kyrie II "Мессы папы Марчелло" Палестрины I-IV (II65) -I. Образец П. к., представленный аккордами трёх осн. функций:
И. С. Бах. Прелюдия F-dur из 2-го тома "Хорошо темперированного клавира".
        Гармонич. П. к. исторически предшествовали одногол. мелодич. заключения, называемые пунктум (лат. punctum; также finalis, terminus), - заключит. (полный) каданс в псалмодич. формах григорианского хорала, отвечающий на срединный каданс (см. Половинная каденция):
        В нек-рых вок. формах средневековья и эпохи Возрождения П. к. (заключит. каденция) фигурирует под названием clausula или clausuni (франц. clos), отвечая на срединную (см. 1-й пример на колонке 368). Термин clausuni встречается у Й. де Грохео (ок. 1300), Э. дё Мурино (ок. 1400).
        В совр. музыке в связи с изменением гармонич. системы в П. к. могут участвовать гармонии любой из 12 ступеней, в т.ч. и те, к-рые не относятся ни к диатонике, ни к смешанной мажоро-минорной системе:
С. С. Прокофьев. "Мимолётности", No 10.
        (В П. к. из приведённой пьесы С. С. Прокофьева тонике предшествует гармония тритоновой - IV высокой ступени, принадлежащая к хроматич. системе.)
        П. к. может заключаться и диссонантной (сложной) тоникой (напр., в позднем творчестве А. Н. Скрябина, у С. С. Прокофьева, И. Ф. Стравинского, А. Берга, Мессиана и др.). Структурная функция П. к. может сохраняться в гармонич. системах, далёких от мажора и минора (Р. С. Леденёв, Пьеса для струн. квартета и арфы, соч. 16 No 6, такты 13-15; Р. К. Щедрин, 2-й фп. концерт, окончание финала).

Литература: см. при статье Каденция.

Ю. И. Холопов.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Полная каденция" в других словарях:

  • ПОЛНАЯ КАДЕНЦИЯ — (совершенная каденция), cм. Каденция …   Музыкальный словарь Римана

  • Каденция — У этого термина существуют и другие значения, см. Каденция (значения). Каденция (итал. cadenza, от лат. cadere  «падать») может быть: категория гармонии, то же, что каданс (от фр. cadence), виртуозное исполнительское соло (то же,… …   Википедия

  • Каденция (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Каденция (значения). Каденция (итал. cadenza, от лат. cadere  «падать») в музыке: категория гармонии, то же, что каданс (от фр. cadence), виртуозное исполнительское соло (то же …   Википедия

  • КАДЕНЦИЯ — каданс (итал. Cadenza, франц. Cadence, произн. каданс , немец. Kadenz, Schluss, произн. шлус ) – гармонический оборот, имеющий характер заключения, остановки, разграничения. Симметрия ритмического построения и последовательность… …   Музыкальный словарь Римана

  • каденция — каденция, каденции, каденции, каденций, каденции, каденциям, каденцию, каденции, каденцией, каденциею, каденциями, каденции, каденциях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • Функции ладовые —         значения звуков и созвучий в ладу (высотной системе). Ф. л. представляют собой проявление муз. смысловых связей, посредством к рых достигаются логичность, слаженность муз. целого. В традиции рус. терминологии лад обычно трактуется как… …   Музыкальная энциклопедия

  • Форма музыкальная —         (греч. morpn, лат. forma вид, образ, очертания, внешность, красота; нем. Form, франц. forme, итал. forma, англ. form, shape). Содержание         I. Значение термина. Этимология 875         II. Форма и содержание. Общие принципы… …   Музыкальная энциклопедия

  • Концерт (произведение) —         (нем. Konzert, от итал. concerto концерт, букв. состязание (голосов), от лат. concerto состязаюсь). Произведение для многих исполнителей, в к ром меньшая часть участвующих инструментов или голосов противостоит большей их части или всему… …   Музыкальная энциклопедия

  • Финальные каденции — или окончательные те, которые производят наиболее удовлетворяющее чувство укрепления в известном строе, наприм. распространенная, полная и неполная каденции (см. Каденция) …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Турангалила-симфония — (фр. Turangalîla Symphonie)  одно из наиболее популярных сочинений французского композитора Оливье Мессиана. Представляет собой симфонию с сольными партиями фортепиано и волн Мартено. Произведение имеет программу, связанную с индийской… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»