Педаль

Педаль
        (франц. pedale, от лат. pedalis - ножной).
        1) У фп., клавесина, фисгармонии, механич. фп., арфы, в литаврах - деталь рычажного устройства, управляемая ногами. У разных инструментов служит разл. целям.
        Фортепьянная правая П. изобретена в 1781 А. Бейером; её нажатие приподнимает все демпферы, благодаря чему струны свободно резонируют; это даёт возможность продлевать и связывать звуки, усиливать и обогащать звучание. Нажатие и снятие П. обозначаются в нотах знаками:
и
или
. Нажатие левой П. у рояля сдвигает вправо все молоточки, они ударяют в нижнем регистре по одной струне вместо двух, в среднем и верхнем регистрах - по двум струнам вместо трёх, что ослабляет звучание (у пианино в тех же целях левая П. приближает молоточки к струнам). Левая П. обозначается:
II или словами una corda. Обе осн. фп. П. стали применяться в инструментах с 1783 в Англии (фирма "Бродвуд") и с 1784 во Франции (фирма "С. Эрар"); с кон. 18 в. указания на П. впервые встречаются в фп. сонатах Й. Гайдна. 3-я П., т. н. задерживающая (или "средняя" П.), изобретена в 1844 Ж. Л. Буассело и усовершенствована в 1862 К. Монталем; введена в употребление в 1873. Она поднимает только демпферы клавиш, по к-рым ударяют пальцы в момент нажатия П., благодаря этому звуки, соответствующие этим клавишам, "выдерживаются", продолжают звучать. После введения 3-й П. фирмой "Стенуэй" она стала использоваться и др. фп. фабриками.
        Арфовая П. служит для перестройки инструмента в разл. тональности. Изобретена ок. 1720 инстр. мастером С. Хохбруккером из Донаувёрта (Бавария), приспособившим к арфе педально-крючковый механизм. Каждая П. воздействует на одноимённые струны звукоряда арфы во всех его октавах, повышая их настройку на полтона. Первоначально Хохбруккер ввёл 5 П. (при струнах С, D, F, G, А), позволявших (при строе C-dur) использовать 6 мажорных и 3 минорные тональности, затем - 7 П. На 7-педальной арфе (строй Es-dur, педали при струнах В, Es, As, F, С, G, D) использовались 8 мажорных и 5 минорных тональностей. Позднее к П., изменяющим высоту звучания, были добавлены П. для глушения струн (демпферы) и для открывания и закрывания резонаторных отверстий на деке (т. н. эффект эха). В 18 в. мастера семьи Кузино сконструировали арфу с двойным рядом П., однако арфа с 14 П. не получила распространения. В кон. 18 в. франц. мастер С. Эрар сконструировал арфу с дисками, на к-рых имелись 2 штифта (вилки), при повороте диска зажимающие струну и повышающие её звучание на полтона. В 1801 этот мастер изобрёл арфу с вилочным механизмом и двойным движением П. (
,
,
). Арфа Эрара с 7 П. "двойного действия" стала прототипом всех последующих конструкций. Совр. арфа с двойным движением П. (строй Ces-dur) позволяет использовать все тональности, а также приёмы игры, основанные на энгармонич. замене звуков, что и сделало её полноценным конц. и орк. инструментом.
        2) В органе, клавикорде, клавесине - клавиатура для ног.
        Органная П. изобретена Л. ван Вальбеке (ум. в 1318). Педальная клавиатура в совр. органе обычно одна, имеет 32 деревянные клавиши (объём ок. 22/3 октав, С - g1).
        Педальная клавиатура клавикорда впервые упоминается в муз. трактате П. Паулиринуса из Праги ("Tractatus de musica", 1459-63).
        Клавесины с педальной клавиатурой не получили распространения. Нек-рые орг. произв. И. С. Баха первоначально предназначались для исп. на педальном клавикорде или клавесине (сонаты, BWV 525-30; пастораль, BWV 590 и др.). Ножная клавиатура у фп. получила нек-рое распространение в кон. 18 - 2-й пол. 19 вв. Ряд произв. для фп. с педальной клавиатурой написан В. А. Моцартом (концерт d-moll, K.-V. 466; каденция к концерту A-dur, K.-V. 488; фантазия и фуга C-dur, K.-V. 394) и Р. Шуманом ("Канонические упражнения", ор. 56; "Эскизы", ор. 58). Фп. с педальной клавиатурой пользовался Ф. Лист (большой педальный рояль находился в его доме в Веймаре с 1854). В 18 в. возник педальный клавикорд, использовавшийся в домашнем музицировании. Среди совр. фирм, изготовляющих клавесины, инструменты с П. выпускает фирма "Нёйперт" (ФРГ).
        У фисгармонии при помощи П. нагнетается воздух в мехи, у механического фортепьяно приводятся в действие пневматич. механизм, зубчатые и цепные передачи.
        В литавре (т. н. педальная литавра, итал. timpani a pedali) П. перестраивает инструмент в др. тон; при перестройке П. воздействует на центр. настроечный винт (тон настройки показывает на шкале передвижная рукоятка). Возможность быстрой перестройки позволяет исполнять на одном инструменте мелодич. ряд звуков. П. для литавры изобретена в 1855 парижским мастером П. Л. Готро. Для удобства исполнителя, играющего на неск. ударных инструментах в оркестре, иногда применяют приставную или пристроенную к инструменту П. (при пользовании колотушкой, палочкой, одной из тарелок и др.).

Литература: Зимин П., Фортепиано в его прошлом и настоящем, М., 1934, расширенное изд. под назв.: История фортепиано и его предшественников, М., 1968; Поломаренко И., Арфа в прошлом и настоящем, М. - Л., 1939; Язвинская Е., Арфа, М., 1968; Дулова В., Искусство игры на арфе, М., 1975; Mоdr A., Hudebni nбstroje, Praha, 1938 (рус. пер. - Mодр A., Музыкальные инструменты, M., 1959, с. 174-176); Sachs С., Real-Lexikon der Musikinstrumente, В., 1913, Hildesheim, 1962; его же, Handbuch der Musikinstrumentenkunde, Lpz., 1920, Lpz., (1966); его же, The history of musical instruments, N. Y., (1940); Neupert H., Das Cembalo, eine geschichtliche und technische Betrachtung der Kielinstrumente, Kassel, 1933, 1956; его же, Das Klavichord. Geschichte und technische Betrachtung des "eigentlichen Claviers", Kassel, 1948, 1956; Bruggaier E., Studien zur Geschichte des Orgelpedalspiels in Deutschland bis zur Zeit J. S. Bachs, Fr./M., 1959; Hubbard F., Three centuries of harpsichord making, Camb. (Mass.), 1965; Mаrсuse S., Musical instruments, L., 1966, p. 324, 397; Sumner W., The organ, L., (1975). См. также лит. при статьях Фортепьяно, Арфа, Орган, Клавесин, Педализация.

Г. М. Коган, Л. И. Ройзман, Б. В. Доброхотов, А. Е. Майкапар.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Педаль" в других словарях:

  • педаль — и, ж. pédale f. 1. Рычаг управления в машинах, механизмах и т. п., приводимый в действие нажимом ноги. БАС 1. Два мохнатых полотенца висели на штативах над умывальником с педалью. Бобор. Вас. Теркин. А лявабо этот известно как действует? Ногой… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ПЕДАЛЬ — (фр., от лат. pes, pedis нога). Клавиша в фортепиано, органе и арфе, приводимая в движение ногами, с целью усиливать и ослаблять звуки. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПЕДАЛЬ 1) в фортепиано и… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ПЕДАЛЬ — ПЕДАЛЬ, педали, жен. (итал. pedale от лат. pes нога) (тех.). В машинах и музыкальных инструментах приспособление, посредством нажима ногой приводящее в действие механизм. Велосипедная педаль. Сигнализационная педаль (ж. д.). Органная педаль (для… …   Толковый словарь Ушакова

  • педаль — рычаг, акселератор Словарь русских синонимов. педаль сущ., кол во синонимов: 7 • акселератор (2) • …   Словарь синонимов

  • ПЕДАЛЬ — ПЕДАЛЬ, и, жен. 1. Ножной рычаг в машинах, музыкальных инструментах. П. рояля. П. велосипеда. Нажать на все педали (также перен.: принять все меры для ускорения, достижения чего н.; разг.). 2. Электрическое контактное устройство для управления… …   Толковый словарь Ожегова

  • ПЕДАЛЬ — муж., лат. подножка, рычаг, у разных машин и у музыкальных орудий, нажимаемый ногою, для усиленья и ослабленья звука (форте и пиано), для хроматических переходов (на арфе), для низших звуков (на органе) и пр. Педальные ноты. Толковый словарь Даля …   Толковый словарь Даля

  • ПЕДАЛЬ — ножной рычаг управления рулем поворота на самолете. Педалей имеется две правая и левая, соответственно для поворота самолетов вправо и влево. П. орудия П. под ногой у наводчика, нажатием на П. вызывается выстрел. Самойлов К. И. Морской словарь. М …   Морской словарь

  • педаль — ПЕДАЛЬ, и, ж. Нога, ступня. Все педали отдавили. Шевелить педалями (или жать на педали) спешить, торопиться …   Словарь русского арго

  • педаль — — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.] Тематики электротехника, основные понятия EN treadle …   Справочник технического переводчика

  • ПЕДАЛЬ — (1) ножной рычажный механизм в машинах и устройствах; имеет два основных назначения в качестве: а) привода воспринимает усилия ног и осуществляет, напр. вращательное движение шатунов передаточного механизма велосипеда, рабочее движение механизма… …   Большая политехническая энциклопедия

  • ПЕДАЛЬ — Жать (нажимать/ нажать) на все педали. 1. Прост. Использовать все возможности для достижения чего л. ФСРЯ, 312; БТС, 789; БМС 1998, 434; Мокиенко 1990, 129. 2. Жарг. мол. Шутл. Убегать. Максимов, 129. 3. Разг. Подчёркивать, выделять что л.,… …   Большой словарь русских поговорок


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»