"Опера спасения"

"Опера спасения"
        "опера спасения и ужасов", - разновидность оперы во Франции, сложившаяся накануне и получившая развитие в годы (и несколько позднее) Великой франц. революции. Родственная сентименталистской комедии и бурж. мелодраме (но не большой опере с её историко-мифологич. сюжетами и условной обстановкой действия), "О. с." отличается ярким муз. воплощением сюжетов определ. рода - с нагнетанием драм. напряжения к концу, с возрастанием опасности (часто смертельной) для положит. героев, но всегда с благополучной развязкой. Героизация (порой романтическая) совр. сюжетов комич. оперы была вызвана напряжённой обществ. атмосферой эпохи.
        Черты "О. с." явственно проступают уже в "Дезертире" Монсиньи (1769) и "Ричарде Львиное сердце" Гретри (1784). Наиболее же типичные образцы - "Ужасы монастыря" Бертона (1790), "Пещера" Лесюэра (1793, по роману О. Лесажа "Жиль Блаз"), "Лодоиска" (1791), "Элиза" (1794) и "Водовоз" (1800) Керубини. На традицию "О. с." опирался Л. Бетховен в "Фиделио" (1805). Для музыки "О. с." характерны драматическая выразительность (патетическая мелодия, острые гармонии, умение создать напряжение в орк. партии), соединение героич. и жанровых элементов с целью приближения к реальной действительности, стремление к единству композиции (лейтмотивы, характерные тембры и фактурные приёмы), а также передача колорита времени и места действия (т. е. конкретизация происходящего).

Литература: Ферман В., История новой западноевропейской музыки, т. 1, М.-Л., 1940; Хохловкина A. A., Музыка французской революции XVIII в., в кн.: Музыка французской революции XVIII в. Бетховен, М., 1967; Grйtry A. E. M., Mйmoires, ou Essais sur la musique, P.-Liиge, 1789 (рус. пер. - Гретри А. Э. M., Мемуары или очерки о музыке, т. 1, М.-Л., 1939); Radlguer H., Histoire dp la musique..., в кн.: Encyclopйdie de la musique et dictionnaire du conservatoire..., fondateur A. Lavignac, pt. 1, (v. 3), P., 1913 (рус. пер. - Радиге A., Французские музыканты эпохи Великой французской революции, М., 1934); Kretzschmar H., Geschichte der Oper, Lpz., 1919 (рус. пер. - Кречмар Г., История оперы, Л., 1925).

Т. Н. Соловьёва.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое ""Опера спасения"" в других словарях:

  • Опера спасения — «Опера спасения», «опера спасения и ужасов»[1] (фр. opéra de sauvetage, opéra à sauvetage, pièce à/de/au sauvetage)  жанр французской героической оперы конца XVIII века, получивший развитие в годы Великой французской революции[1].… …   Википедия

  • ОПЕРА СПАСЕНИЯ — французский оперный жанр, возникший в период Французской революции конца 18 в. Характерны идея борьбы с тиранией, героические сюжеты с драматическими коллизиями и благополучной развязкой спасением (отсюда название). Главный представитель Л. Керу …   Современная энциклопедия

  • “Опера спасения” — “ОПЕРА СПАСЕНИЯ”, французский оперный жанр, возникший в период Французской революции конца 18 в. Характерны идея борьбы с тиранией, героические сюжеты с драматическими коллизиями и благополучной развязкой “спасением” (отсюда название). Главный… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ОПЕРА СПАСЕНИЯ — жанр французской оперы в период Великой французской революции. Характерные черты нагнетание драматического напряжения к концу оперы, но всегда благополучная развязка (отсюда название.) …   Большой Энциклопедический словарь

  • ОПЕРА СПАСЕНИЯ — «ОПЕРА СПАСЕНИЯ», жанр французской оперы в период Великой французской революции (см. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ) . Характерные черты нагнетание драматического напряжения к концу оперы, но всегда благополучная развязка (отсюда название.) …   Энциклопедический словарь

  • Опера спасения — («Опера спасения»)         «опера спасения и ужасов», жанр французской оперы, получивший развитие в годы Великой французской революции; см. в ст. Опера …   Большая советская энциклопедия

  • «Опера Спасения» — жанр французской оперы, возникший в период Французской революции, конец XVIII в. Характерные черты  идея борьбы с тиранией, героические сюжеты с драматическими коллизиями и благополучной развязкой (отсюда название). Главный представитель … …   Энциклопедический словарь

  • опера — ы; ж. [итал. opera] 1. только ед. Жанр музыкально драматического искусства, сочетающий инструментальную (оркестровую) музыку с вокальной (сольной и хоровой). История русской классической оперы. Народная, героическая о. Читать лекции по опере… …   Энциклопедический словарь

  • Опера — (итал. opera, буквально сочинение, от лат. opera труд, изделие, произведение)         жанр музыкально драматического искусства. Литературная основа О. (Либретто) воплощается средствами музыкальной драматургии и в первую очередь в формах вокальной …   Большая советская энциклопедия

  • Опера комик — Об одноимённом парижском театре см. Опера Комик Представление французского ярмарочного театра, 1768 год Опера комик (Opéra comique)  жанр французского …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»