Опера комик

Опера комик
        (франц. opera comique - комич. опера) - франц. разновидность комической оперы, сложившаяся в сер. 18 в. Господствовавшие на франц. сцене "большие" героико-мифологич. оперы Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо к тому времени перестали соответствовать вкусам и требованиям новой, более демократич. бурж. аудитории. Из "больших" опер был изгнан комедийный элемент, получавший муз. воплощение лишь в рамках драм. спектаклей гл. обр. т-ра "Комеди Итальенн" и особенно ярмарочных т-ров Парижа. Ярмарочные спектакли, остросатирич. по направленности, высмеивающие нравы "высших" слоёв общества, а также зависимое от вкусов аристократии иск-во привилегированных т-ров (в частности, "Корол. академии музыки"), преследовались правящими кругами. Термин "комич. опера" утвердился в ярмарочном т-ре в связи с пародиями на большую оперу (1715). Первоначально осн. авторами комич. опер были драматурги А. Р. Лесаж, Дорневаль, А. Пирон, Ш. С. Фавар, с к-рыми сотрудничали комп. К. Жилье, Ж. Муре, П. Ф. Л'Аббе и др. В 40-х гг. 18 в. в пьесах Фавара смягчился фарсово-сатирич. элемент, появились "благородная чувствительность", "пейзанская" тематика, одноврем. он стал шире и гибче использовать бытующие водевильные напевы. Формированию жанра О. к. способствовала пост. в 1752 в Париже оперы-буффа "Служанка-госпожа" Перголези, встретившей горячую поддержку со стороны крупнейших деятелей франц. Просвещения (см. "Война буффонов"). Важную роль в утверждении нового типа муз. спектакля сыграла радикально-демократизированная (легендарных героев сменили простые люди с их повседневными интересами) пастораль Ж. Ж. Руссо "Деревенский колдун" (1752), написанная в форме итал. буффонной интермедии с речитативами. С этого времени началось развитие франц. комич. оперы как собственно муз.-театр. жанра, авторская гегемония перешла к композитору. С кон. 1750-х гг. в Париже работал итал. комп. Э. Р. Дуни, написавший ряд произв. в жанре О. к. (оперы "Два охотника и молочница", 1763; "Жнецы", 1768, и др.). В отличие от итал. оперы-буффа, в О. к. утвердилось чередование муз. номеров с разговорными диалогами, она приобрела большую социальную заострённость и разнохарактерность тематики (от бытового реализма до сказочной феерии и экзотики). В 60-х гг. 18 в. О. к. сблизилась с бурж. сентиментальной "серьёзной комедией". Это стимулировало муз.-драматургич. усложнение партитур, связанное с общими достижениями классич. симфонизма, особенно у Ф. А. Филидора ("Том Джонс", 1765), П. А. Монсиньи ("Дезертир", 1769), А. Э. М. Гретри ("Люсиль", 1769) и др. Эти композиторы в сотрудничестве с либреттистами Фаваром, Ж. Ф. Мармонтелем и особенно М. Ж. Седеном создали яркие образцы нац. комич. оперы. В 70-80-х гг. Гретри значительно раздвинул образно-художественную сферу О. к., внёс в неё черты лирич. поэтизации и предромантич. колористичности (историко-легендарная опера "Ричард Львиное сердце", 1784, и др.). Отсюда (а также от реформированной К. В. Глюком лирической трагедии) пролегли пути к "опере спасения". На рубеже 18-19 вв. значит. успех имели произв. А. Н. Дезеда, Н. Далейрака, Э. Мегюля. В 1-й пол. 19 в. выделялись комич. оперы А. Буальдьё ("Белая дама", 1825), Ф. Герольда ("Цампа", 1831), Н. Изуара, А. Адана и особенно Ф. Обера (яркий образец жанра О. к.-"Фра-Дьяволо", 1830), к-рым свойственны черты романтизма. В дальнейшем за О. к. сохранились лишь внешние, формальные черты этого жанра (использование разговорных диалогов). В рамках О. к. была создана трагедийная опера "Кармен" Бизе (1875). С О. к. генетически связаны лирическая опера и оперетта, ответвившиеся от неё в сер. 19 в.

Литература: Ливанова Т., История западноевропейской музыки до 1789 года, М.-Л., 1940; Хохловкина A., Западноевропейская опера. Конец XVIII - первая половина XIX века. Очерки, М., 1962; Pougin A., L'opйra comique pendant la rйvolution de 1788 а 1801, P., 1891; Cucuel G., Les crйateurs de l'opйra comique franзais, P., 1914; La Laurencie L. de, L'opйra comique, в кн. : Encyclopйdie de la musique et dictionnaire du conservatoire..., fondateur A. Lavignac, pt. 1, (v. 3), P., 1913 (рус. пер. - Ла Лоранси Л., Французская комическая опера XVIII века, М., 1937).

В. Н. Брянцева.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Опера комик" в других словарях:

  • опера комик — * opéra comique. Комическая опера, французская разновидность комической оперы, в отличие от оперы буффа, речитативы в ней заменены разговорными диалогами. Кочнева Вокал. сл. . Учредить ему <поше> тот театр, так, чтобы во всякое время… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • опера-комик — (франц. opéra comique  комическая опера), оперный жанр, французская разновидность комической оперы. Типичная черта  наличие разговорных диалогов. * * * ОПЕРА КОМИК ОПЕРА КОМИК (франц. operа comidue комическая опера), оперный жанр, французская… …   Энциклопедический словарь

  • ОПЕРА-КОМИК — (франц. operа comidue комическая опера) оперный жанр, французская разновидность комической оперы …   Большой Энциклопедический словарь

  • ОПЕРА КОМИК — «ОПЕРА КОМИК» (Театр комической оперы; Theatre de l Opera Comique), музыкальный театр в Париже. Основан в 1715, с 1801 современное название, с 1806 государственный. В 1972 закрыт. С 1973 Парижская оперная студия …   Энциклопедический словарь

  • ОПЕРА-КОМИК — (французское Theatre de l Opera Comique), музыкальный театр в Париже. Основан в 1715 как ярмарочный театр (с 1801 современное название). С 1806 государственный. С 1973 Парижская оперная студия, с 1980 х гг. вновь функционирует как театр.… …   Современная энциклопедия

  • ОПЕРА КОМИК — (театр комической оперы; Theatre de l Opera Comique) музыкальный театр в Париже. Основан в 1715, с 1801 современное название, с 1806 государственный. В 1972 закрыт. С 1973 Парижская оперная студия …   Большой Энциклопедический словарь

  • Опера-комик — (французское opera comique), французская разновидность комической оперы. Типичная черта наличие разговорных диалогов.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Опера-Комик — О музыкальной форме см. опера комик Опера Комик Современный интерьер …   Википедия

  • Опера комик — Об одноимённом парижском театре см. Опера Комик Представление французского ярмарочного театра, 1768 год Опера комик (Opéra comique)  жанр французского …   Википедия

  • "Опера-комик" (музык. театр) — “ОПЕРА КОМИК” (французское Theatre de l'Opera Comique), музыкальный театр в Париже. Основан в 1715 как ярмарочный театр (с 1801 современное название). С 1806 государственный. С 1973 Парижская оперная студия, с 1980 х гг. вновь функционирует… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Опера комик — («Опера комик»)         Театр комической оперы («Théâtre de l Opéra Comique»), французский музыкальный театр. Основан в 1715 в Париже как временный театр на Сен Жерменской ярмарке; в 1745 был закрыт. Вновь открыт в 1752, а в 1762 слит с театром… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»