- Аристотель
-
('Aristotelns) (384 до н. э., Стагир, п-ов Халкидика - 322 до н. э., Халкида, о. Эвбея) - др.-греч. философ, естествоиспытатель, социолог, психолог, эстетик, муз. теоретик. Оказал влияние на развитие муз. теории и эстетики в странах Европы и Востока. Ученик Платона (Афины), воспринявший его муз.-эстетич. воззрения, A., однако, не разделял многих его филос. идей. Учение А. о музыке изложено в трактатах "Поэтика", "Политика", "Метафизика", "Риторика" и "О душе". По A., гл. значение музыки - познавательное и нравственно-наставляющее; она должна "сделать нашу жизнь более радужной", доставлять "безвредную радость" и "интеллектуальное развлечение". В отличие от Платона, А. считал, что музыка способствует узнаванию истины; она подражает разл. человеческим характерам, реально существующим или возможным, т. е. идеальным, какими они должны быть. Эта способность музыки объясняется тем, что самая душа человеческая гармонична по природе. А. определяет музыку как род движения; её физич. основа - движение воздуха, возникающее от столкновения тел и переданное слуху. Движение мелодии воссоздаёт в обобщении психич. движения души. Отсюда этос - нравственно-воспитат. значение музыки, её способность посредством разл. ладов, размеров, ритмов, окрасок звучания приводить людей в разл. душевные состояния, формировать их характеры, нравственный мир. Обобщая практику, А. анализирует лишь одноголосную мелодию, считая, что "смешение звуков" делает их эстетически несовершенными, "тусклыми". Инстр. музыка - авлетика, кифаристика, - хотя и обладает художеств. достоинствами, может достигнуть лишь ограниченного познавательного и этич. результата. Полная же реализация всех потенций мелодии осуществима лишь в сочетании с поэтич. словом и танцем. Анализируя нравственно-воспитательные свойства ладов (см. Древнегреческие лады), А. делит их на этические (дорийский - "мужественный", "уравно- вешенный"), энтузиастические (фригийский - "оргиастический", "возбуждающий") и практические (лидийский и ионийский - "менее строгие", "размягчающие", дающие "облегчение от напряжённой деятельности" и приносящие "интеллектуальное развлечение"). Те же принципы применимы к ритмике: "одни ритмы имеют более спокойный характер, другие - подвижный, в одних движения более грубые, в других - более благородные". А. полагал, однако, что музыка предназначена прежде всего для воспитания "свободнорождённых", для заполнения их разумного досуга, между тем как профессионально заниматься ею следует лишь рабам и "несвободным ремесленникам".
Сочинения: Метафизика, М.-Л., 1934; Политика, кн. V, гл. 2 - О музыке, М., 1893; Поэтика, М., 1927; Problemata (раздел XI - о голосе, с. 110-130; раздел XIX - о гармонии, с. 163-179), Lipsiae, 1832 (сб. вопросов и ответов, издан под именем A., ко содержит гл. обр. труды его учеников). Литература: Музыкальная культура древнего мира, под ред. Р. И. Грубера, Л., 1937; Античные мыслители об искусстве, М., 1938; Античная музыкальная эстетика. Вступит. очерк и собрание текстов А. Ф. Лосева, М., 1960; Abert H., Die Lehre von Ethos in der griechischen Musik, Lpz., 1899 (в серии "Breitkopf u. Hцrtel'e Sammlung musikwissenschaftlicher Arbeiten", Bd 2); Gevaert F. A., Vоllgraff J. Chr., Les problиmes musicaux d'Aristote, Gand, 1903; Fisher G., Die aristotelischen Musikprobleme, в сб.: Musikwissenschaftliche Studien, H. 3, В., 1903; Sсhwartz H. S., An Aristotelian analysis of the elements, principles and causes of the art of music, Cleveland (Ohio), 1936. K. K. Розеншильд.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.