Натуральные лады

Натуральные лады
        термин, обозначающий группу 7-ступенных строго диатонич. ладов (см. Диатоника) в противоположность ладам, включающим видоизменения осн. ступеней, хроматизмы, альтерации (напр., натуральный минор в противоположность гармоническому). Под Н. л. обычно подразумеваются соответствующие лады нар. европ. и внеевроп. музыки, лады ср.-век. монодии, др.-рус. культового пения, диатонич. лады в зап.-европ. и рус. музыке нового времени (17-19 вв.) и в совр. музыке. Это - лады (полные и неполные) эолийский (натуральный минор), ионийский (натуральный мажор), дорийский, миксолидийский, фригийский, лидийский, диатонические переменные (с сохранением общего звукоряда, напр. в песне "Ходила младёшенька по борочку" из сб. Н. А. Римского-Корсакова), а также очень редко встречающийся локрийский; к Н. л. относят и ангемитонную пентатонику всех видов. Общая схема Н. л. (по И. В. Способину):
        Н. л. обладают разнообразной окраской звучания. Напр., дорийский - просветлённым минорным колоритом, лидийский - характерной усиленной мажорностью и т. д. В музыке 19-20 вв. композиторы (Э. Григ, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, И. Ф. Стравинский, Б. Барток, К. Дебюсси и др.) часто применяют Н. л. в колористич. звукописных целях. Так, один из случаев использования Н. л. в качестве специального выразит. средства - в опере "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова: сопоставление Н. л. и насыщенной альтерациями хроматированной музыки передаёт контраст ясной, простой, естеств. речи Февронии и смутных, искажённых, беспокойных фраз Гришки Кутерьмы.
Н. А. Римский-Корсаков. "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", действие IV.
        Однако понятие Н. л. в значит. мере условно. Слово "натуральный" (в общем смысле - "естественный", "соответствующий природе") здесь означает "данный природой" (ср. "натуральный звукоряд", "натуральные валторны"), не видоизменённый, не искусственный (ср. противопоставление: "натуральные" и "искусственные" флажолеты). В Н. л. натурален диатонизм, к-рый понимается как ладовая первооснова. Отсюда различие в европ. миноре между "натуральным", первоосновным звукорядом, указываемым нормативными ключевыми знаками, и "искусственным" вводным полутоном, применяемым систематически, но не уравниваемым в правах с тонами Н. л. Но такое противопоставление действительно лишь для европ. муз. культуры; восточные лады с увелич. секундой по существу столь же "природны", т. е. натуральны, как и вообще все лады народной музыки (в народных ладах всё природно, всё - только основа, без наслоений на неё). (См. Индийская музыка.) С этой точки зрения нельзя не отнести к Н. л., например, обиходный лад (G-A-H-c-d-e-f-g-a-b-c1-d1), в котором звуки, образующие уменьшенную октаву (Н-b), в равной мере натуральны (см., напр., 3-е соло дьяка из 2-го действия оперы "Ночь перед Рождеством" Римского-Корсакова), а также и "хроматизм вразбивку" (термин А. Д. Кастальского) в рус. нар. музыке. Отсюда возможность понимания и совр. 12-ступенной системы как натуральной, т. е. не связанной с альтерацией звуков 7-ступенной системы. "Изучение крестьянской музыки... привело меня... к совершенно свободному распоряжению каждым отдельным тоном нашей хроматической двенадцатитоновой системы", - писал Б. Барток. Однако неправомерно называть эту систему 12-ступенной диатоникой, т. к. это противоречило бы смыслу слова "диатоника".

Литература: Катуар Г. Л., Теоретический курс гармонии, ч. 1-2, М., 1924-25; Барток Б. Автобиография. "Современная музыка", No 7, 1925; Гаджибеков У., Основы азербайджанской народной музыки, Баку, 1945, 1957; Кушнарёв X. С, Вопросы истории и теории армянской монодической музыки, Л., 1958; Беляев В. М., Очерки по истории музыки народов СССР, вып. 1-2, М., 1962-63; Верков В. О., Гармония, ч. 1-3, М., 1962-1966, 1970; Способин И. В., Лекции по курсу гармонии, М., 1969; Тюлин Ю. Н., Натуральные и альтерационные лады, М., 1971; Юсфин А. Г., Некоторые вопросы изучения мелодических ладов народной музыки, в сб.: Проблемы лада, М., 1972.

Ю. Н. Холопов.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Натуральные лады" в других словарях:

  • НАТУРАЛЬНЫЕ ЛАДЫ — условное наименование семиступенных диатонических ладов (см. Диатоника), распространенных в музыке многих народов. Основные натуральные лады, одинаковые по названию с древнегреческими ладами, не совпадают с ними по интервальной структуре …   Большой Энциклопедический словарь

  • натуральные лады — условное наименование семиступенных диатонических ладов (см. диатоника), распространённых в музыке многих народов. Основные натуральные лады, одинаковые по названию с древнегреческими ладами, не совпадают с ними по интервальной структуре. * * *… …   Энциклопедический словарь

  • Натуральные лады — (от лат. natura природа, естество) в русской теории музыки лады (ладовые звукоряды), присущие традиционной и народной музыке. Термин возник из (ныне устаревшего) резкого противопоставления профессиональной и «естественной» (читай «народной»)… …   Википедия

  • Натуральные лады —         в музыке, группа семиступенных строго диатонических ладов, не включающих видоизменений основных ступеней хроматизмов, альтераций (см. Диатоника). Н. л. издавна распространены в народной и профессиональной европейской и внеевропейской… …   Большая советская энциклопедия

  • Средневековые лады —         правильнее церковные лады, церковные тоны ( лат. modi, toni, tropi; нем. Kirchentцne, Kirchentonarten; франц. modes grйgoriens, tons ecclйsiastiques; англ. church modes), наименование восьми (на исходе эпохи Возрождения двенадцати)… …   Музыкальная энциклопедия

  • Гипо-лады —         диатонические натуральные лады; см. Древнегреческие лады, Средневековые лады …   Большая советская энциклопедия

  • лад — а ( у), предлож. о ладе, в ладу; мн. лады; м. 1. Разг. Согласие, мир, дружба. 2. Способ, образец, манера. Сделать на другой лад. На русский, восточный и т.п. лад. На старый, новый лад. Делать что л. на свой лад (своим способом, по своему образцу …   Энциклопедический словарь

  • Лад —         (греч. armonia, лат. modulatio, modus, франц. и англ. mode, итал. modo, нем. Tongeschlecht; слав. лад согласие, мир, стройность, порядок). Содержание I. Определение лада 130 II. Этимология 130 III. Сущность лада 130 IV. Интонационная… …   Музыкальная энциклопедия

  • фригийский лад — см. Натуральные лады, Древнегреческие лады, Средневековые лады. * * * ФРИГИЙСКИЙ ЛАД ФРИГИЙСКИЙ ЛАД, см. Натуральные лады (см. НАТУРАЛЬНЫЕ ЛАДЫ), Древнегреческие лады (см. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ЛАДЫ), Средневековые лады (см. СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЛАДЫ) …   Энциклопедический словарь

  • Гармония —         (греч. armonia связь, стройность, соразмерность) выразительные средства музыки, осн. на объединении тонов в созвучия и последовательности созвучий. Подразумеваются созвучия в условиях лада и тональности. Г. проявляется не только в… …   Музыкальная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»